На острове, напротив города, закончено строительство адмиралтейства, государственной корабельной верфи, цейхгауза (каменного склада) и дома для Петра I. Рядом с адмиралтейством устроен парусный двор (завод), предназначенный для изготовления полотна на корабельные паруса. Поблизости, на реке Воронеж, вступила в строй первая «пильная мельница» (водяная лесопилка), появились другие подсобные предприятия. В Немецкой слободке вырастают дома для видных царских сановников — А. Д. Меншикова, Ф. М. Апраксина, Ф. А. Головина, Н. М. Зотова. Один за другим к городу приплывают «кумпанские корабли», построенные па близлежащих верфях, к осени было готово уже 20 судов.

31 октября в Воронеж приехал Петр I с большой свитой. Сохранилось письмо царя, посланное им в Москву дьяку А. Виниусу после приезда в Воронеж. Петр I был очень доволен увиденным в Воронеже. «Мы, слава богу, дело в изрядном состоянии нашли, флот и магазины обрели», — писал он. 19 ноября он заложил на воронежской верфи 58-пушечный корабль с особой формой киля, дал кораблю имя «Предестинация» и в течение нескольких недель руководил его постройкой. В середине декабря Петр I уехал из Воронежа, поручив строительство «Предестинации» своему любимцу — корабельному мастеру Федосею Скляеву.

Воронежское кораблестроение легло тяжелой дополнительной повинностью на плечи народа. Мелкие служилые люди и крестьяне насильно сгонялись на лесозаготовки и корабельные верфи, где жили в тяжелых бытовых условиях, голодали, болели, умирали. Протестуя против эксплуатации и притеснений, многие работные люди бегут на Дон к казакам, скрываются в лесах. Руководители кораблестроительных работ сообщают о массовом бегстве работных людей и в 1698 году, и в последующие годы.

год 1696      год 1697      год 1698      год 1699      год 1705