Воронеж постепенно залечивал раны войны. Близилось к завершению восстановление тех домов, которые годились для восстановления. В феврале 1952 года было полностью восстановлено и вступило в строй старинное здание почтамта на проспекте Революции. Одновременно строители возводили новые, оригинальные по архитектурному облику здания. В 1952 году на улице Ленина в основном завершилось строительство главного корпуса педагогического института. Построенное по проекту архитектора А. В. Миронова в традициях русской классики с центральным восьмиколонным портиком коринфского ордера, хорошо видное с левого берега и с полотна железной дороги, это здание украсило ту часть города, которая раньше считалась пригородом, Троицкой слободой. Летом 1952 года вошла в строй центральная часть главного корпуса пединститута; еще раньше, не дожидаясь завершения всех строительных работ, студенты и преподаватели заняли южную часть здания.

С особым вниманием следили воронежцы за ходом стройки высотного здания управления Ю.-В. ж. д. на проспекте Революции. Здесь и до войны находилось здание управления железной дороги, построенное по проекту архитектора Н. В. Троицкого. Профессор Николай Владимирович Троицкий, работавший в течение ряда послевоенных лет главным архитектором Воронежа, решил не просто восстановить здание в прежнем виде, а создать на его месте совершенно новое здание с величественными колоннами, с 70-метровой башней. В сентябре 1952 года с управления Ю.-В. ж. д. были сняты последние строительные леса. Это прекрасное здание стало символом нового, послевоенного Воронежа. Его мы видим на эмблемах и значках, оно изображено на выпущенном Министерством связи СССР почтовом конверте «Воронежу - 400 лет».

С 6 марта 1952 года в кинотеатрах Воронежа начал демонстрироваться художественный кинофильм «Пржевальский». Главную роль в этом фильме сыграл актер Воронежского государственного драматического театра Сергей Иванович Папов. Фильм получил высокую оценку советских зрителей.

В мае 1952 года 27 лучших молодых строителей Воронежа выехали в Варшаву. Они приняли участие в строительстве Дворца культуры и науки в столице Польской Народной Республики.

В 1952 году воронежская кордная фабрика (ныне фабрика технических тканей) достигла проектной мощности и в том же году превзошла ее.

В декабре закончилось оснащение завода имени Ф. Э. Дзержинского новым оборудованием. Восстановленный и реконструированный завод был принят правительственной комиссией.

Продолжена трамвайная линия от завода имени Коминтерна до пересечения Плехановской и Клинической улиц (ныне пересечение Московокого проспекта с улицей 45-й стрелковой дивизии).

год 1950      год 1951      год 1952      год 1953      год 1954