5 февраля в Воронеж с большой свитой приехал из Москвы Петр I. На всех воронежских кораблях в честь приезда царя стреляли из пушек. Царя сопровождали многочисленные иностранные гости - дипломаты и купцы. Не для праздного увеселения пригласил Петр I в Воронеж иностранцев. Петр I хотел, чтобы сведения о построенном в Воронеже огромном Российском флоте дошли до Западной Европы и Турции. Это нужно было для успешного ведения войны со Швецией, начавшейся в 1700 году. После первых неудач к 1703 году в войне наметился определенный поворот в пользу России. Для закрепления русских военных успехов в Прибалтике требовался мир с турками, а его обеспечивали в значительной мере воронежские корабли.

Для иностранцев в Воронеже был дан фейерверк, на кораблях устраивались званые обеды и ужины. С послами и купцами западноевропейских стран Петр I совершил поездку к устью реки Воронеж, где зимовала большая группа кораблей. Оттуда иностранцы отправились к городку Костенску (современное село Костенки), где некоторые из них прихватили себе любопытные сувениры - выкопанные из земли бивни мамонтов. Об этом факте сообщает участник поездки голландский художник и дипломат Корнелий де Бруин. Как свидетельствуют документы Центрального государственного архива древних актов, Петр I распорядился еще в 1696 году начать "раскопки больших костей" в Костенске. Проводил эти раскопки солдат Преображенского полка Филимон Катасонов.

12 февраля Петр I отдал распоряжение о присылке в Воронеж 600 плотников из Вологды, Ярославля, Костромы и Галича, а также об отправке в Воронеж железа из Сибири. После отъезда Петра I из Воронежа уже упоминавшийся голландец Корнелий де Бруин с подножья Чижовских холмов зарисовал вид города. Рисунок голландского художника был вскоре опубликован в его книге о России, изданной в Амстердаме. Рисунок является ценным историческим источником, он не раз воспроизводился в краеведческой литературе. Художник нарисовал, в частности, корабельную верфь, воронежское адмиралтейство, дворец Петра I, разваливавшуюся деревянную крепость на горе.

Весной 1703 года в Воронеже была открыта своеобразная школа для начального обучения будущих корабельных офицеров из числа служилых людей Воронежского края (драгун). 18 июля 1703 года адмирал Ф. М. Апраксин сообщил Петру I о том, что в организованной им школе обучаются арифметике 90 драгун. Для них из Москвы в Воронеж были посланы учебники, в том числе 48 арифметик Леонтия Магницкого. Школа, созданная Ф. М. Апраксиным в 1703 году, была первым учебным заведением в истории города Воронежа.

год 1701      год 1702      год 1703      год 1704      год 1798