Дом стоит в ряду застройки улицы. Построен в 1913 г. по проекту М.Н.Замятнина. Один этаж здания до 1918 г. занимала семья архитектора, два других сдавались внаем. Михаил Николаевич Замятнин (1877-1929) - известный воронежский архитектор, по проектам которого построено более 20 зданий города. В Воронеже работал с 1902 г. после окончания Петербургского института гражданских инженеров. Большинство его построек, отличающихся индивидуальным творческим почерком, выполнены в формах модерна. Среди них здания Волжско-Камского банка (ул. Плехановская, 12), Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков (ул. Орджоникидзе, 41), глазной лечебницы (ул. Революции 1905 года, 22), музыкального училища (просп. Революции, 41), художественных мастерских (ул. Орджоникидзе, 26), трамвайного парка (ул. 9 января, 54). Замятнин умер в Воронеже, похоронен на Новостроящемся кладбище.

После революции в доме размещались губкомы партии и комсомола; с его балкона выступали политические лидеры. Во время Великой Отечественной войны здание серьезно пострадало. Восстановлено в 1952 г. по проекту архитектора Л.В. Мордуховича как жилой дом. В настоящее время дом подлежит реставрации. Проект выполнен в 1990-е гг. Воронежской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (ВСНРПМ). Руководитель проекта-Т.М. Синегуб.

Типологически здание относится к небольшим доходным домам начала XX в. Выразительный главный фасад характерен для стиля модерн, его отличает оригинальный тщательно проработанный декор.

Трехэтажный объем в плане близок прямоугольнику с чуть скошенной боковой стеной и выступом лестничной клетки со двора. На симметричном главном фасаде широкая средняя часть акцентирована тремя балконами и массивным карнизом большого выноса на кронштейнах. В боковых частях окна во втором этаже сдвоены (объединены пилястрой), в третьем - строены (более широкое среднее окно заключено в пилястровый портик).

Очень красив лепной декор растительных мотивов, помещенный в нишах под окнами верхнего этажа, под карнизом в боковых аттиках, на ограждении балконов. В боковых аттиках он дополнен мужской и женской фигурами (барельеф) в античных одеждах. Под балконом второго этажа помещен самый необычный элемент декора - большая скульптура совы (символ семейного благополучия) на еловой ветке. Лицевые грани балконов декорированы гербовыми щитами. Вход под металлическим козырьком ведет в небольшой вестибюль, где сохранилась керамическая плитка пола и лепной цветочный фриз на стенах. Между вестибюлем и лестничной клеткой — портал с криволинейной аркой. Лестница ограждена массивной балюстрадой с деревянной орнаментированной волютой в ее начале. Стены лестничной клетки оформлены большими нишами, карнизами и разнообразными динамичными масками. От первоначальной внутренней планировки сохранились, очевидно, капитальные стены - продольная и поперечные.

Жилой дом включает 12 квартир.

ГАВО, ф. 2, оп. 1, д. 2497 (Послужной список М.Н. Замятнина); ф. 10, оп. 1, д. 1354; ф. 19, оп. 53, д. 50; оп. 60, д. 92; ф. 43, оп 2, д. 61; ф. 56, оп. 6, д. 35; оп. 47, д. 31;

Акиныиин А. Алексеевского, 12:

Здравствуй, старый дом // Воронежский курьер. 1993. 29 июля.;

Акинъшин А. Время, воплощенное в камне // Молодой коммунар. 1984. 8 дек.;

Акиныиин А. Зодчие Воронежа // Подъем. 1988. №4. С. 127;

Загоровский В., Акиныиин А. Дом архитектора // Коммуна. 1982. 3 окт.

А.Н. Акинъшин

Е.Н. Чернявская