Дом расположен во дворе Управления Ю.-В.ж.д. Построен в 1777-1779 гг. в стиле барокко по проекту губернского архитектора Н. Н. Иевского для воронежского губернатора генерал-поручика И. А. Потапова (1722-1791, губернатор в 1775-1791 гг.). Перед главным фасадом был устроен курдонер, окруженный аркадами и одноэтажными каменными службами. За домом находился обширный двор, дальше парк. Первый дом губернатора в этом районе после пожара 1748 г. был построен там, где сейчас располагается старый корпус технологической академии (пр. Революции, 19). С домом 18, получившим за свою красоту название "дворец", связано несколько легенд. Считалось, что он был построен для отдыха Екатерины II во время ее поездки в Крым (но маршрут императрицы не проходил через Воронеж). По другой версии дворец предназначался для последнего крымского хана, сосланного в Воронеж.

В 1800 г. дом был продан коменданту Воронежа, генерал-майору П. А. Сандбергу и губернскому архитектору, коллежскому асессору В. Б. Белокопытову. С 1803 г. он находился в ведении военного ведомства - Комиссариатской комиссии, занимавшейся снабжением войск. Комиссия отремонтировала и перестроила здание по проекту архитектора В. Б. Белокопытова. Была заменена кровля, сделаны кафельные печи, фасад украсили балконом на железных консолях с чугунной балюстрадой. Были также расширены службы и сооружена решетчатая ограда.

В конце 1818 - начале 1819 г. здесь бывал по службе прапорщик конно-артиллерийской роты поэт К. Ф. Рылеев (1795-1826). В 1820-е гг. Комиссариатскую комиссию возглавлял Д. А. Вольховский, отец декабриста и приятеля Пушкина В. Д. Вольховского, здесь служил Н. О. Ге - отец художника Н. Н. Ге. Позднее Комиссариатскую комиссию возглавляли генералы, участники войны 1812 г. П. К. Арнольди (1788-1855), Д. И. Халютин (ок. 1793-1862).

В 1905 г. дом был передан городу и в нем разместились казармы кавалерийских частей. В марте 1911 г. здание перешло к Воронежской ученой архивной комиссии для размещения губернского музея. До 1914 г. под руководством архитектора В. И. Гайна здесь проводились восстановительные работы. За ходом реставрационных работ наблюдал искусствовед Г. К. Лукомский, приезжавший в Воронеж из Петрограда. В работах участвовало также Московское Археологическое общество. Окончанию реставрационных работ помешала первая мировая война. Во время войны два этажа здания были заняты медико-санитарными и хозяйственными военными учреждениями. После революции 1917 г. здесь находились губархивбюро, истпарт и губздравотдел со своими складами. Окончательно музей занял помещение лишь в середине 1920-х гг. До 1959 г. здесь размещался областной краеведческий музей, а с 1959 г. - музей изобразительных искусств. В 1920-1930-х гг. в краеведческом музее работали известные воронежские краеведы Н. В. Валукинский, С. Н. Введенский, С. Н. Замятнин, В. В. Литвинов, М. К. Паренаго, Ю. И. Успенский, Т. М. Олейников, многие из которых были арестованы в 1930-1931 гг. В 1930-х гг. в связи с началом строительства Управления Ю.-В.ж.д. флигели и аркада были частично снесены, а само здание отделено от улицы. При послевоенной реконструкции в здании Управления были прорезаны арки, через которые с проспекта можно увидеть уникальное для провинциального города сооружение в стиле барокко с ясной композицией фасадов. В 1984 г. к тыльной стороне дворца был пристроен выставочный зал. В 1983-1985 гг. Воронежской реставрационной мастерской проведена реставрация здания.

Трехэтажный, кирпичный объем дворца со двора имеет небольшие ризалиты. Все углы здания скруглены. Первый этаж, трактованный как цокольный, рустован. Второй и третий, антресольный, этажи композиционно объединены колоннами большого ордера, которые равномерно распределены по периметру, обрамляют скругленные углы и сгущаются в центре главного фасада в виде восьмиколонного портика. Над ним стену завершает живописный фигурный аттик. Общее впечатление ширины и пластичности фасада усиливают двойные раскрепованные мелкопрофильные карнизы. Стены здания равномерно прорезаны оконными проемами: в первом этаже они невысокие, с лучковыми перемычками в простых наличниках с замковым камнем, во втором - высокие, словно сдавленные с боков массой стены, полуциркульные в центральной части фасада и в ризалитах; в низком третьем этаже - квадратные.

Особую нарядность фасадам придают накладки под окнами третьего этажа с декором в виде гирлянд и аранжировками музейных атрибутов, а также композиции из военных атрибутов, размещенные в тимпанах лучковых фронтонов, завершающих дворовые выступы. Пластичность декора подчеркивают ионические с гирляндами капители колонн, прообразом которых послужили колонны Микеланджело.

Основное место в интерьере здания занимает обращенный к проспекту двусветный главный зал. Он украшен двумя карнизами, верхним, изящно профилированным, и нижним, на консолях. Подвалы перекрыты мощными коробовыми сводами с распалубками.

Вход в здание осуществляется через новую пристройку.

Здание занимает Воронежский художественный музей им. И. Н Крамского.

ГАВО, ф.904, оп.1, д.1, 55 лл.;

Акиньшин А., Ласунский О. Записки старого пешехода. Воронеж, 1995. С.94-99;

Акиньшин А. Н. Воронежский дворец // Подъем. 1984. №1.С.117- 120;

Г. К. Лукомский. Воронежская старина. Пг., 1915;

Н. В. Троицкий. Воронеж. М., 1959. С.25-27

А. Н. Акиньшин

А. Н. Рылева