Церковь Воскресения расположена на узком участке между улицей Орджоникидзе с севера и крутым склоном оврага с юга. Западным фасадом церковь обращена к городскому перекрестку с Каменным мостом над улицей Чернышевского. Силуэт церкви активно участвует в формировании панорамы города от реки. Западный фасад удачно замыкает зрительную перспективу перекрестка.

Двухэтажная церковь построена из кирпича вместо сгоревшей деревянной Космодемьянской церкви Ямской слободы. Строительство основной части здания продолжалось с 1752 г. по 1764 г. Нижняя церковь в честь Казанской иконы Божией Матери освящена в 1765 г. (придел Иоанна Предтечи - в 1761 г.), верхняя - в честь Воскресения Христова - в 1768 г. Несколько позже, в 1770 - 1780-е гг., к церкви была пристроена колокольня. В начале XX в. рядом выстроены двухэтажный дом для причта (№ 19) и одноэтажная богадельня (№19 а), объединенная с колокольней кирпичной оградой с воротами. В начале 1930-х гг. церковь закрыли. Во время войны были разрушены верхние ярусы колокольни и портик перед входом в нее; не сохранились отделка интерьеров, церковная ограда. До 1993 г. здание занимал склад "Ростекстильторга", затем церковь была передана Воронежской епархии и восстановлена. Проект реставрации выполнен в 1980-е гг. Воронежской реставрационной мастерской (ВСНПРМ).

Стилистически церковь принадлежит архитектуре провинциального барокко. Массивная основная часть здания: храм типа "восьмерик на четверике" с равными по высоте трапезной и алтарем, типична для воронежской культовой архитектуры 60-80-х гг. XVIII в. Изящная, некогда двухъярусная колокольня и соединяющий ее с основным объемом переход имели более развитую декоративную обработку с тонко проработанными лепными деталями. В плане здание представляет собой сильно вытянутый прямоугольник с выступами колокольни и алтаря, имеющего округлую восточную стену. Полукруглые вверху стены основного четверика чуть прикрывают основание восьмерика, несколько вытянутого, как и четверик, по продольной оси. Высокий купол, ранее покрытый кровлей криволинейных очертаний, увенчан малым восьмериком. Небольшое сужение восьмерика усиливает эффект устремленности здания вверх. Проемы (в основной части здания арочные) в четверике храма располагаются по трем осям. Суховатое декоративное убранство стен состоит в основном из наличников окон в виде профилированных рамок, над которыми видны следы срубленных сандриков-бровок. Межэтажная тяга пересекает пилястры на углах объемов и полуколонки, фиксирующие границы округлой части алтаря. В восьмерике пилястры расположены с отступом от углов. Под мелкопрофилированным венчающим карнизом восьмерика по оси окон помещены крестообразные нишки (как и в других воронежских церквах 1760-х гг.); под карнизами четверика - срубленная круглая рамка (с юга) и прямоугольная рамка-киот (с севера). Сохранившийся ярус колокольни имеет скошенные, чуть вынутые углы; плоскости стен декорированы нишами во всю высоту и прорезаны арками (с запада - вход, с севера и юга - ложные окна с люнетами). Переход от храма к колокольне в первом этаже декорирован сдвоенными пилястрами и наличниками окон с фигурным завершением. Второй, более узкий этаж перехода был ранее прикрыт стенками-аттиками первого этажа.

Планировочная структура обоих этажей церкви одинакова, ее основа - прямоугольный в плане зал храма. В первом этаже все помещения основной части перекрыты мощными коробовыми сводами с распалубками над проемами; в трапезной и алтаре с торцовыми лотками. Во втором этаже трапезная и алтарь имеют такие же перекрытия, высокое пространство храма завершено восьмигранным сомкнутым сводом.

Церковь действующая.

Акиньшин А. Н. Храмы Воронежа. Воронеж, 1994. С. 79-84;

Болховитинов Е. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С. 59, 72;

Воронежский календарь на 1873 г. Разд.2. С. 18;

Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884-1886. Вып. 1. С. 45-64, 160; Вып. 4. С. 35;

Успенский Ю. И. Старый Воронеж. Воронеж, 1922. С. 46-47.

Е. Н. Чернявская