Церковь Покрова и церковный дом расположены рядом на одном из отрогов берега р. Воронеж. Западными фасадами обращены к Советской площади (ул. Бехтерева), куда выходят ворота церковного двора. С южной и восточной сторон (вдоль улиц Бучкури и 20 лет ВЛКСМ) участок укреплен высокими подпорными стенками.

Церковь Покрова Богородицы была построена в Беломестной слободе в 1736 г. вместо одноименной деревянной церкви, упоминаемой в писцовых книгах 1615 г. среди семи первых церквей Воронежа. В 1779 г. была обновлена трапезная с правым приделом во имя Сретения; в 1791 г. завершено строительство сохранившейся до нашего времени колокольни. В 1795 г. устроен придел во имя иконы Знамения Божией Матери. В 1823-1824 гг. по проекту архитектора Т.С. Кондратьева увеличена в размерах трапезная, соединившая храмовую часть с колокольней. В 1833-1841 гг. вместо разобраной храмовой части возведен новый объем (предположительно по проекту городского архитектора И.А. Блицына). В первой половине XIX в. рядом с церковью сооружен кирпичный дом (возможно, это богадельня, построенная на средства купца В.О. Ухина).

В конце XIX в. при церкви существовала школа для девочек и богадельня. С 1932 по 1941 г. в здании церкви размещался антирелигиозный музей; с 1943 по 1948 г. - Воронежский областной краеведческий музей. В 1948 г. возобновлено богослужение, церковь стала кафедральным собором.

К началу 1950-х гг. по проекту архитектора Б.Н. Зотова проведено восстановление пострадавшего во время немецко-фашистской оккупации здания. В конце 1980-начале 1990-х гг. по периметру церковного двора появились новые одноэтажные постройки, выдержанные в упрощенных формах позднего классицизма, в том числе здание Воронежского епархиального управления. В 1990-е гг. на церковном дворе построены крестильный храм, канцелярия епархиального управления и ряд зданий хозяйственного назначения. От небольшого кладбища у стен алтаря сохранилась лишь могила митрополита Воронежского и Липецкого Иосифа (Орехова, 1871-1961). В 1990 г. в храм из музея перенесли мощи святого Митрофана Воронежского (до 1930-х гг. мощи находились в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря).

ЦЕРКОВЬ - одна из немногих культовых построек города в стиле классицизма. Ее объем складывается из трех разновременных частей, объединенных продольной композиционной осью. Монументальный четверик храма, завершенный мощной купольной ротондой, выполнен в формах позднего классицизма; трехъярусная колокольня, состоящая из четверика, восьмерика и ротонды, - в формах развитого классицизма конца XVIII в.; самая старая часть церкви - узкая и низкая трапезная - декорирована, очевидно, в период последней перестройки храма (1841). Основной четверик более крупного масштаба, чем колокольня, что несколько скрадывается перспективой при подходе со стороны площади. К храму с севера и юга примыкают шестиколонные ионические портики на высоких стилобатах, придающие торжественность входам в здание. Им вторит приземистый портик упрощенного дорического ордера у южного входа в трапезную.

Наибольшей четкостью ордерного декора отличается последняя по времени строительства храмовая часть. Основной объем, портики, алтарь и ротонда завершены низкими ступенчатыми аттиками. Высокие арочные окна ротонды отделены друг от друга узкими пилястрами. Декор при реставрации значительно упрощен. Первоначально пилястры имели развитые капители, а большие гладкие поверхности стен храма были украшены тонко проработанными лепными деталями, свойственными ампиру. Декор стен трапезной состоит из руста между прямоугольными окнами, крупных веерных перемычек над ними и очень широкого мелкопрофилированного венчающего карниза. Часть окон трапезной имеет более поздние завершения в виде архивольтов. Первый ярус колокольни также рустован; стены прорезаны крупными арками (боковые -ложные), завершенными архивольтами с фигурным замковым камнем. Во втором ярусе колонны, стоящие по углам восьмерика, несут дорический фриз, который над арками звона завершается фронтонами. Ротонда третьего яруса с широкими проемами и узкими простенками, охвачена коринфской колоннадой. Плоский купол увенчан шпилем с крестом на граненом основании. Ранее основание шпиля было более сложным - луковичным.

Просторный и высокий интерьер храма по углам имеет одинаковые выступы с экседрами. В восточных выступах находятся клиросы, в западных - алтари трапезной. На уровне пят подпружных арок, поддерживающих купол, проходит карниз на фигурных мутулах. По сторонам входа в трапезную его поддерживают мощные колонны. Справа от четырехъярусного иконостаса покоятся мощи святого Митрофана. Шестистолпная трапезная перекрыта системой крестовых сводов, относящихся, очевидно, к первой половине XVIII в. и укрепленных железными связями. Настенная роспись, иконостас и все убранство интерьеров церкви относятся к рубежу XIX-XX вв., отреставрированы в 1985-1992 гг..

ЦЕРКОВНЫЙ ДОМ вытянут вдоль улицы. Его архитектурное оформление близко "образцовым проектам" позднего классицизма. Одноэтажный прямоугольный в плане кирпичный дом в начале 1990-х гг. оградой и подпорной стенкой был изолирован от церковного двора и получил пристройку с востока.

Оштукатуренные стены здания прорезаны небольшими арочными окнами. Декорирован лишь главный западный фасад дома. Окна здесь завершены архивольтами, опирающимися на импосты. Пластику фасада создают неглубокие прямоугольные ниши с накладками в подоконном поясе. Широкие лопатки делят фасад на две неравные части, соответствующие внутренней планировке.

В здании расположены две квартиры служителей церкви.

ОГРАДА вдоль ул. Бехтерева (кон. XIX в.) состоит из двух одинаковых участков по обеим сторонам колокольни. Стены декорированы арочными нишами и поребриком; пилоны ворот - крестообразными отверстиями.

ГАВО, ф. 184 (Покровская церковь), оп. 1, д. 1-43.

Акиньшин А. Храмы Воронежа. Воронеж, 1994. С. 7-11;

Болховитинов Е. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С. 72-73.

Нечаев В.Е. Покровская церковь // Воронежская старина. Вып. 5. Воронеж, 1905. Приложение. С. 76-88;

Указатель храмовых празднеств Воронежской губернии. Воронеж, 1884-1886. Вып. I. С. 95-98, 300; Вып. II. С. 185;

Успенский Ю. И. Старый Воронеж. Художественно-исторический очерк. Воронеж, 1922. С. 57-58.

А.Н. Акинъшин

Е.Н. Чернявская

Афиша Воронежа

сегодня, 22 ноября

 
 
 
Еще сегодня в Воронеже
Еретик билеты
Субстанция билеты
Мой любимый двортерьер билеты
Супер-Санта билеты
Непробиваемые билеты
Граф Монте-Кристо билеты
Ходячий замок билеты
Таро билеты
УничтоЖанна билеты
Пожиратель грехов билеты
Возвращение попугая Кеши билеты
Новый год в Березовке билеты
Декодер. Игра гения билеты
Великая билеты
Реинкарнация. Возвращение ведьмы билеты
Сверчкеты билеты
Анора билеты
Реплика билеты
Хищные земли билеты
Оглянись билеты
Поймай собаку, если сможешь билеты
Воплощение билеты
Втроем билеты
Испытание аулом билеты
Мамино письмо билеты
TheatreHD: Леопольдштадт билеты
Эра билеты