На большом угловом участке при пересечении с улицей Революции 1905 года расположен трамвайный парк. Он построен в 1914 - 1915 гг. на территории бывшего бега (ипподрома). В комплекс сооружений городской линии трамвая входила также электростанция (ул. Софьи Перовской, 7). Линия первого трамвая была проложена не по главным улицам, где тогда проходил маршрут конки, а по улицам Малой Дворянской (Фридриха Энгельса), Садовой (Карла Маркса), 2-й Острогожской (Кирова), Петровской (Феоктистова), Кольцовской. Проектировал линию московский инженер Н.И. Сушкин, ее сооружением руководил В. А. Радциг, построивший трамвайную линию в Царицыне. Проект фасадов всех построек безвозмездно выполнил городской архитектор М. Н. Замятнин. Пуск трамвая, планировавшийся на 1917 г., состоялся только в 1926 г. из-за политических событий в стране.

Большую часть трапециевидного участка трамвайного парка занимает длинное здание депо. С двух торцов и со стороны улицы Революции 1905 г. к нему подходят трамвайные рельсы. На углу у главного въезда на территории парка находится его административное здание.

Архитектурный декор обоих зданий тяготеет к модерну.

ДЕПО - большое кирпичное здание с более поздними, очевидно 1920-х годов, двухэтажными пристройками со стороны улицы Революции 1905 г. Основной объем имеет "верхний свет" в виде остекленных поперечных складок над средней частью и ряда фонарей над более низкой и узкой первоначальной, западной, боковой частью. Торцы основного объема прорезаны широкими воротами: с лучковой перемычкой на главном фасаде и арочной - на заднем. Средняя часть главного фасада над воротами завершена пологим ступенчатым аттиком, левая боковая часть - прямым аттиком с тумбами. Угол пристройки, обращенный к административному корпусу, также отмечен аттиком. Первоначальные оконные проемы объединены широкими лентами.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗДАНИЕ главным продольным фасадом обращено к улице 9 Января. Двухэтажное П-образное в плане здание в 1990-е гг. получило равновысокую пристройку, удлинившую его главный фасад. Оба фасада, выходящие на улицы, имеют одинаковый лаконичный, но выразительный декор. Окна первого этажа с выступающей клинчатой перемычкой и фартуком объединены двумя лентами. Во втором ярусе преобладают вертикальные членения в виде длинных фигурных кронштейнов, спускающихся между окон и поддерживающих венчающий карниз сильного выноса. Вход в середине главного фасада, как и его края, акцентирован широкими лопатками. От козырька остались кронштейны, напоминающие волюты. Первоначально оштукатуренные детали декора четко выделялись на фоне кирпичной стены.

ГАВО, ф. Р-51, оп. 1, д.77; ф. Р-41, оп. 1, д. 64. лл. 24-27;

К постройке трамвая // Воронежский телеграф. 1916. 18 окт., 6 дек;

М.О. Городская дума // Воронежский телеграф. 1914. 11 янв.;

К постройке трамвайных вагонов// Воронежский телеграф. 1916. 30 окт. ;

Воронежский трамвай// Воронежский телеграф. 1914. 11 марта, 28 марта;

Трамвай // Воронежская коммуна. 1926.16 мая;

А. Ш. Воронеж с трамваем // Воронежская коммуна. 1926.16 мая;

Открытие трамвайного движения // Воронежская коммуна. 1926.18 мая;

Технический и финансовый доклад о постройке воронежского городского трамвая за 1914 г. Воронеж.1915;

Суворов В. Г. Свет над Верхним Доном. Воронеж, 1981.С.14-26; Попов П. А. Дом для первого трамвая // Коммуна. 1988. 30 авг.

П. А. Попов

Е.Н. Чернявская