Проходит от проспекта Революции до улицы 20-летия Октября. Состоит из пяти отрезков, которые полукольцом охватывают территорию "регулярного" города с севера и востока. Начала складываться вдоль городского вала. Этим объясняется большая, по сравнению с другими, ширина, образовавшаяся после того как во второй четверти XIX в. вал был срыт. В это время улица была значительно короче - начиналась от современной улицы Чайковского и называлась улицей Лесных дворов по располагавшимся здесь лесным и дровяным складам. В это время в конце улицы с ее внешней стороны существовала площадь, где торговали дровами (с 1880-х гг. - Новоконная). В 1859 г. по середине улицы был выкопан "обводной канал" (канава для сточных вод) и устроены мостики через него. В 1892 г. улица была переименована, получив современное название в связи с 50-летием со дня смерти А. Н. Кольцова. В 1890-х гг. по ней была проложена железнодорожная ветка, обеспечившая связь расположенных в этом районе промышленных предприятий с железнодорожной станцией. В 1887-1889 гг. вблизи от Тулиновского переулка построили католический костел. В 1896-1918 гг. к 900-летней годовщине принятия христианства на Руси на площади у перекрестка с Большой Девицкой воздвигли Владимирскую церковь по проекту архитектора А. А. Кюи. За величественность храм в русско-византийском стиле называли собором. Владимирская церковь была снесена в 1931 г. Костел был закрыт в 1932 г. и в 1937 г. его последний настоятель О. Бычковский расстрелян. Уцелевшее в войну здание в 1962 г. взорвали в связи со строительством нового жилого дома.

Во время военных действий 1942-1943 гг. многие здания на улице были разрушены, и большинство из них не восстанавливали.

В 1950-е гг. по послевоенному генплану города в средней части улицы разбили бульвар, от Плехановской до улицы 20-летия Октября создали обширные зеленые зоны перед домами. В южном конце улицы построили здание с башней, ставшее высотным акцентом этой части района. Тогда же улица удлинилась с противоположной стороны: к ней присоединился отрезок от вокзала до проспекта Революции.

До настоящего времени улица имеет значение крупной транспортной магистрали города, ведущей к железнодорожному вокзалу. Застройка ее главным образом послевоенная. С художественной точки зрения в ней выделяются промышленный комплекс зданий Казенного винного склада (№24), здание Высшего начального училища (ул. Комиссаржевской, №17), а также пожарное депо (ул. Куцыгина,28).

ЦГАДА, ф. 1356, оп.1.д.892 (План города Воронежа 1799 г.);

Акиньшин А. Католический костел // Утро. 1992. 25 июня,

Это было давно, это было недавно // Молодой коммунар. 1988. 16 июня,

Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. Воронеж, 1993. С.23-25;

Попов П. Алфавит из наших улиц // Воронежский курьер. 1993. 2 окт.,

Шимбанов М. До и после взрыва // Истина и жизнь. 1994. №5. С. 43-45.

А. Н. Рылева

Е. Н. Чернявская