Сайт номер один в Интернете о Воронеже

Коммерческий суперпроект

 
Купить это рекламное место...

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

 

Улица Степана Разина

Поднимается от Чернавского моста к проспекту Революции. Проложена в 1780-е гг. для обеспечения кратчайшего пути между верхней частью города и переправой на левый берег реки; заменила собой служившую для этого Поднабережную (ныне 20 лет ВЛКСМ) улицу. Крутая улица с двумя изломами для смягчения крутизны в середине 1820-х гг. получила булыжное покрытие и кирпичные подпорные стенки по сторонам. При этом был ликвидирован съезд на нынешнюю улицу Ольминского.

Улица называлась Чернавской горой, Чернавским съездом или просто Чернавской. За ее нижним отрезком утвердилось также название Попово-Рыночной. Попов рынок размещался у излома улицы при пересечении ее с современными Большой Манежной, Цюрупы, Сакко и Ванцетти (с начала XX в. место рынка занимает треугольный сквер). У моста располагался второй рынок - Чернавский; здесь же во второй половине XIX -начале XX в. находились так называемые торговые бани. После устройства Петровского сквера с памятником Петру I (1860) верхняя часть улицы до Попова рынка стала называться Петровским съездом, или спуском. В 1918 г. Попово-Рыночную переименовали в улицу Стеньки Разина, через несколько лет к ней присоединили Петровский съезд. Позже утвердилось существующее название. Степан Тимофеевич Разин (ок. 1630-1671) был в городе только проездом еще до начала повстанческого движения. Его брат Фрол руководил крестьянским восстанием, охватившим в 1670 г. большую часть нынешней Воронежской области, и участвовал в походе на Воронеж.

К началу XX в. в верхней части улицы было несколько крупных кирпичных зданий: на углу с Большой Дворянской улицей напротив Петровского сквера находилось здание окружного суда, ниже на спуске - Александровское училище. От Петровского сквера до Манежной - ряд жилых купеческих домов.

После Великой Отечественной войны на улице уцелело лишь несколько старых зданий. В 1950-е гг. началась реконструкция улицы как одной из важнейших транспортных магистралей города: несколько уменьшили общий уклон, увеличили ширину и спрямили ее трассу у моста. В 1970-1980-е гг. нижняя часть улицы получила парадное оформление: с обеих сторон были разбиты бульвары, с северной стороны обновлена подпорная стенка XIX в., с южной, в старейшем здании улицы "Арсенале" (конец XVIII в.; №43), разместилась экспозиция краеведческого музея, посвященная Великой Отечественной войне, рядом расположилась выставка военной техники. Фрагмент застройки улицы конца XIX - начала XX в. сохранился в верхней части, на бывшем Петровском съезде (№51-53).

РГИА, ф. 1341, оп. 33, д. 1330;
ГАВО, ф. Р-10, оп. 1, д. 16, л.146; ф. И-19, оп. 62, д. 1, л.4;
Попов П. Алфавит из наших улиц// Воронежский курьер. 1994. 20 авг.

П.А. Попов

 
Все достопримечательности >>

 
Copyright © 2004 BetatronSV   Web-дизайн, создание сайтов: BetatronSV Studio
Мужские дорожные сумки из натуральной кожи прочные и многофункциональные, они надежно защитят вещи от влаги и солнечных лучей.