Алябьев, Александр Александрович (1787–1851), русский композитор; наибольшую популярность приобрел как автор вокальных произведений, в том числе знаменитого Соловья. Родился в семье тобольского губернатора 4 (15) августа 1787, с 1804 жил в Москве. Получил хорошее домашнее образование, возможно, брал уроки фортепиано у знаменитого Джона Филда (1782–1837). В 1810 опубликовал первые музыкальные сочинения; в 1812–1814 участвовал в Отечественной войне (вступил добровольцем в гусарский полк) и заграничных походах русской армии. Был ранен и награжден орденами за боевые заслуги. После войны жил некоторое время в Петербурге, в 1823 вернулся в Москву, где вскоре приобрел славу певца-тенора и пианиста. На открытие здания Большого театра (6 января 1825) написал (совместно с другими авторами) музыку к прологу Торжество муз. Здесь были поставлены его комическая опера Лунная ночь, или Домовые, водевиль Деревенский философ, комический балет Волшебный барабан.

В течение 1819-1823 годов большую часть времени он жил в Воронеже, находясь здесь на военной службе. Работал в нашем городе над несколькими крупными музыкальными сочинениями.

Вблизи села Репное до сих пор сохранилась бывшая усадьба Шатиловых - родственников и хороших приятелей композитора, где он часто гостил. За воронежским помещиком Н.А. Шатиловым была замужем сестра Алябьева Варвара. Впоследствии имение Шатиловых получила в приданое их старшая дочь Софья, в замужестве баронесса Сталь фон Голыптейн.

В 1827 году А.А. Алябьев вместе с Н.А. Шатиловым был несправедливо осужден за якобы совершенное ими во время карточной игры убийство другого воронежского помещика, Т.М. Времева. Так в связях композитора с воронежцами переплетено и радостное, и трагическое в его судьбе.

В марте 1827 Алябьев был арестован по обвинению в убийстве партнера во время карточной игры и, несмотря на недоказанность обвинения, лишен чинов и дворянства, а в начале 1828 сослан в Сибирь – в Тобольск. Здесь организовал оркестр, устраивал концерты, выступал как пианист. В 1832–1835 жил на Кавказе. Вернулся в Россию в 1835, в начале 1840-х годов – в Москву. Умер композитор в Москве 22 февраля (6 марта) 1851. Яркая фигура Алябьева многократно запечатлена в воспоминаниях современников и в художественных произведениях, в том числе в романе А.Ф.Писемского - "Масоны".

Наследие Алябьева велико по объему и разносторонне. Центральное место в нем занимает вокальная лирика – более 180 романсов и песен, некоторые из которых стали классическими (прежде всего Соловей, по преданию, сочиненный во время заключения в крепости в 1827). Среди камерно-инструментальных сочинений – квинтеты, квартеты, трио, сонаты, вариации и т.д. Перу Алябьева принадлежит пять одночастных симфоний, ряд концертных увертюр, произведений для солирующих инструментов с оркестром, танцевальных сюит и т.д. Его театральное наследие охватывает все бытовавшие в ту эпоху жанры: оперу (шесть опер, из которых полностью завершены три, а поставлена только Лунная ночь), балет, музыку к водевилям (около двадцати, в том числе десять опер-водевилей), сценическую кантату, музыку к драматическим спектаклям (трагедиям, комедиям, драмам, в том числе к московской премьере Русалки Пушкина, к Буре и Виндзорским проказницам Шекспира и т.д.). Алябьев составил, аранжировал и опубликовал несколько сборников народных песен и инструментальных мелодий – как русских и украинских, так и кавказских, татарских, среднеазиатских. Автор духовной музыки – более 100 произведений, среди которых выделяется масштабная Литургия концертного типа. Но все же именно песни и романсы принесли Алябьеву славу «русского Шуберта».