Гедиминас Таранда

Гедиминас Таранда провел тринадцать звездных лет в Большом театре, перетанцевал там множество ведущих партий, завоевал зрителя, приходящего в театр специально "на Таранду" и... был уволен. Почему? Да потому что поругался с большим руководством Большого театра. Другой бы крылья опустил, а он - расправил. И создал "Имперский русский балет". Буквально из воздуха произвел на свет - без средств, без помещения, без артистов. Было это шесть лет назад. Теперь этот театр знают во всем мире. В его труппе более 40 человек, в репертуаре - полтора десятка балетов, а в голове Таранды куча новых идей.

Интервью

Автор: Ольга ГОРКИНА

- Гедиминас, когда вы танцевали на выпускном вечере Московского хореографического училища, вокруг шептались: "Какой талантливый парень этот Таранда! Говорят, он приехал к нам учиться из Чили..."

- Многие тогда почему-то были убеждены, что я чилиец. Должно быть, фамилия моя непривычная попутала. Но на самом деле я литовец, и то наполовину - по отцу, а по матери - русский.

- Вы потомственный танцовщик?

- Ой, что вы! Мой папа был военным, мама - бухгалтером. Я родился в Калининграде, где отец тогда служил, потом мы переехали в Воронеж. Я рос хулиганом, драчуном, занимался футболом, борьбой, а потом знакомые ребята сказали, что в хореографическом училище учится много хорошеньких девочек... Ну я и поступил. Вскоре понял, что учиться надо только в Москве, а танцевать в Большом театре. Для начала я отправил в столичную балетную школу своего младшего брата Витаутаса. Нас, кстати, четверо танцующих в семье. У моей мамы есть сестра-двойняшка, и два ее сына для нас с моим братом как родные братья. Я самый старший. Мы с Виташей танцуем в "Имперском балете", средний брат - в Испании, младший - в Америке...

В Москве меня сперва и смотреть-то не хотели, я был не блатной и к тому же переросток - почти 16 лет! Но в результате все-таки приняли. Рост у меня для артиста высокий - метр восемьдесят пять. Высокие танцовщики хорошо на сцене смотрятся, и балерину поднимать им легче, а вот танцевать труднее, чем маленьким: пока свои руки-ноги перебросишь - замучаешься.

- Свой дебют на сцене Большого театра помните?

- Еще бы! Я, вчерашний выпускник, должен был впервые выйти в восьмерке тореадоров в "Дон-Кихоте". Стою за кулисами, нервничаю. И вдруг слышу: "Таранда, на сцену!" Я рванулся и вдруг в ужасе обнаружил, что забыл снять "шерстянки" - вязаные чулки, которые мы надеваем, чтобы мышцы не охладились. Пытаюсь их стащить, не получается, спасибо костюмер подоспел и разрезал прямо на ногах. Короче, опоздал на 16 тактов, споткнулся и выехал на сцену на "пятой точке". Кордебалет шарахнулся от меня в сторону. Полный провал, скандал, катастрофа!!! А через несколько дней мне надо было снова танцевать в "Дон-Кихоте", уже Тореадора. В театре смеялись: "Кто у нас сегодня Тореадора танцует?" - "Да тот парень, что прошлый раз на заднице на сцену выехал!" Смотреть мой второй выход в "Дон-Кихоте" собралась вся труппа. Так началась моя жизнь в Большом театре.

- А с ней гастроли, слава...

- Ну, что касается гастролей, то после первой поездки в Латинскую Америку в 1984 году меня два года вообще не выпускали за рубеж. В тот раз Большой театр привез два лучших спектакля - "Золотой век" и "Раймонду". Я впервые был за границей. Мексика! Все поют и танцуют! Атмосфера праздника царит повсюду. У одной из наших девчонок был день рождения, и я заказал для нее серенаду. Местные музыканты так старались и играли так громко, что все закончилось скандалом с администрацией отеля... А в день нашего отъезда из Буэнос-Айреса меня утром забыли разбудить. Вся труппа сидит в автобусе, пора ехать в аэропорт, а Таранды нет. Когда меня разбудили и я спустился вниз, наш штатный кагэбэшник стоял весь белый - решил, что я совсем остался! В Москве мне все припомнили...

- Почему вы в расцвете славы покинули Большой театр?

- Я ушел тогда не по доброй воле, меня "ушли". Но я не жалею. Мне посчастливилось создать труппу, которая получила широкую известность. С нами сотрудничает великая балерина Майя Плисецкая. Она - художественный руководитель нашей труппы.

- А вы чем занимаетесь?

- И танцую, и руковожу коллективом, и ставлю спектакли, и организую гастроли, и, случается, декорации устанавливаю, и делаю еще массу всяких дел.

- Одна балерина сказала о вас: "Таранде одного балета мало, ему нужно на вертолете летать и в кино сниматься".

- Я авантюрист по натуре. В кино, правда, пока не снимался - все впереди, зато сыграл в мюзикле "Бюро счастья" роль, где я не только говорю, но и пою.

- А еще вы дебютировали на драматической сиене в спектакле "Овечка". Сыграть роль в пьесе-притче на библейскую тему - это смело даже для такого отчаянного человека, как вы...

- Я сам удивляюсь, как это я согласился... Пьеса очень сложная. История, древняя как мир, о том, как две сестры полюбили одного мужчину. И он, мой Иаков, любит обеих: одну из них любит его душа, а другую - тело... Играю я с наслаждением. У меня прекрасные партнерши - молодая актриса Ирина Максимкина и великолепная Инна Чурикова.

-А в жизни вам приходилось быть "углом" любовного треугольника?

- Пожалуй, нет. Во всяком случае в такой драматически обостренной ситуации точно нет...

Знаете, правда, мне одного балета мало...

Жаль, что вертолета, о котором говорила та балерина, у меня нет. Пока. Но есть машина, которую я иногда принимаю за вертолет... Езжу с бешеной скоростью, несколько раз права отбирали. Я езжу, даже когда забываю ключи от зажигания. И когда отказывает указатель поворота - высовываю руку и машу, что, мол, поворачиваю. Без номеров ездил: рисовал на картоне - и вперед! Без тормозов не раз ездил... Как-то ехали так с братом, кричали народу: "Берегись!!!" и тормозили ногами с двух сторон...

- Позвольте задать обывательский вопрос: чем питаются артисты балета, чтобы сохранить свои хрупкие формы?

- Рецепт универсальной диеты принадлежит Майе Плисецкой: "Хочешь похудеть - сиди не жрамши!" Ну а так у каждого свой режим питания - в зависимости от конституции, обмена веществ, состояния здоровья и так далее. Я, например, диет не придерживаюсь. Обожаю рис и всякие печености. И очень люблю есть дома. Вообще я очень люблю свой дом, как всякий пилигрим, который много странствует по белу свету. У меня, можно сказать, никогда не было своего дома. В детстве жил у бабушек-дедушек. Когда приехал в Москву - в общежитии училища, потом перебрался в общежитие Большого театра... Снимал квартиры... А когда построили кооперативный дом Большого театра, я наконец-то получил свою первую в жизни двухкомнатную квартиру.

- Вас называют "Казановой русского балета". И тянется за вами шлейф слухов, сплетен... - Я не женат, и поэтому слухи и сплетни никого не должны беспокоить, кроме меня, а меня они не волнуют. Есть хорошая русская поговорка: быль молодцу не в укор. Но не задавайте мне провокационных вопросов. О своих романах я рассказывать не стану.

- Говорят, в вашей жизни была роковая любовь - единственная женщина, которую вы любили (в отличие от остальных, которые любили вас), вас оставила...

- Пусть говорят.

- А что вообще значат женщины в вашей жизни?

- Все! Или ничего! Смотря как посмотреть.