Спасская церковь

Спустившемуся за главный корпус университета открывается прекрасный вид на склоны холмов и левобережье, хотя взор уже цепляется за новостройки. С этой наблюдательной площадки начинаются все экскурсии по Воронежу. Прямо перед глазами - две церкви. Об одной из них, Ильинской, речь уже шла. Теперь настал черед второй, Спасской. К ней также можно пройти с правой стороны университета, по улице Фрунзе (прежде она звалась Консисторской; в городской топонимике, кстати, были улицы Покровская, Введенская, Воскресенская, Ильинский съезд, Спасская и др.).

Храм отмечает свой престольный праздник 16 (29) августа. Престол именуетс так: «Перенесение нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едесы в Царьград». Столь сложное и вычурное наименование имеет под собой следующие библейские события. В земной жизни Иисуса Христа слава о Его чудодейственной силе достигла города Едесы, что за Евфратом. Князь этой местности Авгарь, больной проказой, поверил в Него как в Бога и попросил Иисуса прийти к нему, дабы вылечить и одновременно укрыться в городе от недоброжелателей. Иисус отклонил приглашение, но сказал, что когда он вознесется на небо, то пришлет одного из апостолов исцелить князя.

Гонец Авгаря, живописец Анания, хотел сделать изображение Христа, но не мог уловить Его божественный лик, который постоянно менялся. Иисус Христос велел подать себе воды и полотенце, умыл лицо и отер его полотенцем, на котором чудесным образом отпечатался Его лик. Полотенце хранилось у Авгар в Едесе как святыня.

В 944 году, в царствование византийского императора Константина Багрянородного, образ Бога был перенесен из Едесы в Константинополь. Само перенесение нерукотворного Спаса осуществлялось торжественно, день события стал великим праздником. Спас был захвачен крестоносцами в 1204 году, погружен на корабль для отправки в Венецию, но тот затонул в Мраморном море.

Первое упоминание о находящейся в «воронежском кремле» (крепости) церкви относится к 1676 году. Именовалась она тогда «Преображения Господа нашего Иисуса Христа». Архимандрит Димитрий (Самбикин) считал, что Спасска церковь выстроена вместо нее, но мне кажется, что ближе к истине автор статьи о храме в «Воронежской старине» (1905) священник Т. Д. Попов. Он отмечал, что Преображенский храм уже в раннюю пору одновременно именовался Спасским. Есть об этом упоминание в документах, да и древняя икона Преображени Господня оставалась особо чтимой в новом храме. Церковь упомянута в Переписной книге Воронежского уезда 1678 года: «Церковь Преображени Господа нашего Иисуса Христа да придел великого чудотворца Николая. А у церкви во дворе поп Артемей Тимофеев, у него же попа живет на купленном месте портной мастер Дмитрейко Родионов».

С 1741 года начинается история каменного здания. В тот год посадские люди во главе со священником Михаилом Феоктистовым обратились к епископу Иоакиму (Струкову) с просьбой разрешить построить «наместо обветшавшей деревянной церкви всемилостивого Спаса каменную во имя же всемилостивого Спаса». В следующем году среди прихожан был пущен подписной лист по сбору «храмосозидательных» средств. Суммы вносились самые разные, в зависимости от достатка - от нескольких копеек до четырехсот рублей. Первоначальный капитал скопили, и в 1744 году новый иерарх, Феофилакт (Губанов), разрешил приступить к переустройству церкви. С работами, требовавшими тонкого мастерства и тщательного соблюдения технологического цикла, тогда не торопились. Придел во имя святого Николая Чудотворца епископ освятил 11 ноября 1750 года. Основной же храм во имя нерукотворного Спаса был завершен пять лет спустя, к 1755 году.

С возведением еще одного придела, во имя Смоленской иконы Божией Матери (одним именем церквей в городе не называли, но одноименные приделы существовали), связана курьезная история. У Агафьи, вдовы флотского офицера Янова, грека по национальности, хранилась «местночтимая» Смоленская икона Божией Матери. Сам Янов не успел подыскать ей достойное место в храме. Агафья же стала устраивать дома молебны перед образом Богородицы, приглашала для этого окрестных священников и собирала деньги дл строительства придела в честь реликвии. Епископ Тихон III (Малинин) счел домашние службы неприличными и наказал священников (в их числе оказалс Алексий Болховитинов из Ильинского прихода) и вдову. Но придел при Спасском храме во имя Смоленской иконы Божией Матери все же был выстроен и освящен в 1777 году. Туда и перешла икона «древнего письма» в серебряной позлащенной ризе.

Приходское кладбище вокруг Спасской церкви сугубого внимания купцов Елисеевых не привлекало. Они отметили здесь только похороны купца Васили Черницына в 1765 году и через пять лет - жены купца Анны Бозлуковой.

В XIX веке Спасской церкви пришлось претерпеть немало перестроек. В 1841 году была расширена трапезная с алтарями, переделаны ее своды. В 1851 году вместо «низкого, темного и непоместительного» выстроен новый главный алтарь. В 1854 году в старой колокольне обнаружились опасные трещины, угрожавшие обвалом. Местный архитектор Егор Харитонович Гиацинтов (1825 - после 1864) - к слову сказать, дед известной русской актрисы и режиссера Софьи Владимировны Гиацинтовой — предложил возвести заново четырехъярусную колокольню и вынести приделы из трапезной к главному алтарю. Его проект отправили на рассмотрение в столицу империи, где «дл большей устойчивости церкви и для благовидности фасада» чертежи решено было доработать. Этим занялся кто-то из главного строительного ведомства.

Проект перестройки Спасской церкви утвердил сам Александр II 29 января 1857 года. Работы по нему были осуществлены в 1857-1859 годах, хотя и не полностью: колокольня по сравнению с первоначальным замыслом была снижена и в натуре оказалась двухъярусной. По обе стороны ее первого яруса пристроили караулку и кладовую, при входе - паперть.

Позже вокруг церкви в два приема возвели ограду, в 1880 году устроили новые иконостасы. В 1859 году жена купца Олимпиада Яковлевна Синицына внесла пожертвования на содержание престарелых и одиноких женщин, в 1895 году к этому еще прибавился дар купца Федора Федоровича Бухонова (1819 - после 1895). На эти деньги в конце века близ церкви была построена небольша каменная богадельня. В это же время появилась школа грамоты для начального обучения окрестной детворы.

Спасская церковь была одноштатной, ее клир насчитывал трех человек: священник, диакон и псаломщик. Жалованием им служили арендная плата за 17 десятин пашенной земли, банковские проценты с пяти с половиной тысяч рублей и доброхотные подаяния за исполнение треб. Священники этой церкви наряду со служением в ней преподавали в различных учебных заведениях. В XVIII веке длительный срок служил здесь отец Михаил Спасовский (1719-1779). В 1805 году при церкви были два священника - Иаков Баженов и Иоанн Мартинов, да еще диакон, дьячок и пономарь. Приход составлял 230 домов, в которых проживали полторы тысячи человек.

С 1863 по 1865 год священником был Михаил Иванович Некрасов, постригшийс позже в монахи и достигший епископского достоинства с именем Лаврентия. Его сменил до 1874 года отец Иоанн Смирницкий, прежде известный как профессор Воронежской духовной семинарии. В 1883-1900 годах настоятелем у Нерукотворного Спаса был Александр Васильевич Палицын (1852-1928), перешедший затем к Чугуновской кладбищенской церкви. С 1900 года в Спасском храме подвизался Тихон Дмитриевич Попов (1876-1962), который вскоре приобрел известность как богослов. С момента создания сельскохозяйственного института в 1913 году он занял там кафедру богословия, стал профессором, был избран депутатом в четвертую Государственную думу. До недавних пор мы мало что знали о его послереволюционной судьбе. Лишь недавно игумен Дамаскин (Орловский) опубликовал документы, из которых следует, что Тихон Попов в 1920-е годы был не только одним из лидеров воронежского обновленчества, но и секретным сотрудником ОГПУ, завербованным еще в 1920 году. Выполн волю карательного ведомства, он вносил смуту в умы верующих, раскалыва церковь изнутри, способствовал арестам активных борцов с обновленчеством.

Но вернемся к Спасской церкви. Помимо священника здесь с 1886 года служил диакон Иоанн Вележев и с 1904 года - псаломщик Александр Пульхров. Старостой церкви был купец первой гильдии Василий Николаевич Яковлев (1851 - после 1917), между прочим, дед известного актера Юрия Яковлева. Перед революцией приход Спасской церкви насчитывал 113 дворов, где жили 646 человек. Прихожане были рассеяны по всему Воронежу, обитали даже в пригородной слободе Чижовке. Это приводило, как отмечал священник, к отсутствию тесных связей прихожан с храмом и пастырем, к их взаимному отчуждению.

Революция 1917 года, которую встретил в Спасской церкви священник В.А. Милоградский, сразу вроде бы не внесла особых перемен в веками отлаженную религиозную жизнь. Но это оказалось началом конца, предвестником скорой гибели. В декабре 1918 года от Василия Милоградского потребовали отчета о сокровищах храма. Батюшка особо не усердствовал, назвал лишь богослужебные предметы безо всякого их взвешивания: пять крестов напрестольных, два ковчега, три сосуда с приборами, пара венцов, два кадила и четыре лампады.

Летом 1925 года инициативная группа «григорианцев» (последователи архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского), потерпевшая неудачу утвердиться в Преображенской церкви Покровского девичьего монастыря - протоиерей Алексий Попов, протодиакон Симеон Сильченков и диакон Виктор Сильченков - провозгласили «автокефальную церковь» в Спасском храме. Сочувствия верующих эта группа не встретила, и в 1926 года прихожане Спасской церкви, изгнав раскольников, признали над собою власть архиепископа Петра (Зверева). В 1930 году в Спасской церкви вновь утвердились «григорианцы», более того, здесь до сентября 1931 года служил григорианский епископ Иероним (Борецкий), затем его сменил Смарагд (Яблоков) (прежде - настоятель Троицкого собора в Скопине Рязанской области). В 1933 году упоминаетс архиепископ Воронежский и Острогожский Евлогий, временно управляющий воронежскими приходами Высшего церковного совета (григорианцы), служивший в храме наряду с простыми священниками. К середине 1930-х годов храм у верующих отобрали, общину разогнали. Здание передали Госархиву под хранилище документов. Архив владел им не единолично, а делил с типографией Управления внутренних дел. У семи нянек, как известно, дитя без глазу. Колокольня и купол оказались усеченными, вся церковь из-за этого выглядела придавленной к земле. По всей видимости, разрушение церкви относится к периоду временной оккупации правобережья в период Великой Отечественной войны. По данным на 1944 год, Спасская церковь пребывала в ведомстве НКВД.

Как и все культовые сооружения города, Спасская церковь состоит на государственной охране как памятник архитектуры республиканского значения. Но что реально давал ей этот почетный статус? Ни денег, ни стройматериалов ее совладельцы никогда не имели и капитальным ремонтом себя ни разу не утруждали.

В конце 1993 года Спасскую церковь решено было возвратить епархии. Но реально это было сделано лишь через два года, в ноябре 1995 года. И хот типография УВД еще оставалась в здании, 19 ноября 1995 года в храме состоялась первая служба. Восстанавливать храм (в первую очередь, Никольский придел) начинал священник Евгений Солодков. В июле 1997 года, во время земляных работ, в храме были обнаружены останки жертв красного террора, среди которых, по всей видимости, были и духовные особы. Останки были перезахоронены за церковным алтарем. С сентября 1998 года настоятелем является священник Виктор Праздничный, он продолжает возрождение храма. Кроме него в храме служит еще священник Александр Донских. Восстанавливается иконостас, обустроен придел во имя Смоленской иконы Божией Матери. Сейчас при храме действуют воскресная и музыкальна школы, православная библиотека, здесь же базируется епархиальна экскурсионная служба «Православный паломник». Издаются две малотиражные газеты - «Спасский листок» и «Православный паломник». Священник Виктор Праздничный является руководителем паломнической службы и медицинского отдела епархии.

Приходская жизнь идет во всей ее церковной полноте.

Александр Акиньшин