Университетская площадь
Улицы Воронежа / Университетская площадь
Глядя на современную монументальную застройку Университетской площади, трудно представить, что эта площадь - самая старая в городе. Горожане ходили по ней еще в XVII и даже в XVI веке. Правда, к концу XVII столетия она еще не стала площадью в нашем привычном понимании: это было торговое место возле передних стен деревянной крепости.
Торговля велась в северо-восточной части площади. Основные ряды лавок располагались на линии нынешней улицы Володарского (или в достоприм.). Возле главных городских ворот, на свободном от лавок пространстве, совершались молебны во время крестных ходов, а в торговые дни открывались хлебный и дровяной базары.
Юго-восточная сторона площади была лицом города. Тот, кто прибывал в Воронеж впервые, сразу понимал, что попадал на подступы к хорошо защищенному населенному пункту. Судя по «строенным книгам» 1670 и 1676 годов, передние стены выглядели очень внушительно. Они были двухрядными, срубными. По существу, ограждение представляло собой две параллельные стены, отстоявшие друг от друга больше чем на сажень и соединенные перерубами. В «строенных книгах» конструкция стен названа «торасами» («тарасами»). Каждая такая «тораса», то есть сруб, стенная ячейка, состояла из дубовых бревен, скрепленных «в четыре угла в замок и в черту». Над основными срубами были еще «обламы», выступавшие вперед. Под обламами оставляли щели, из которых было удобно поражать противника, вплотную приблизившегося к стене. Двухскатный верх облама покрывали тесом, и вместе с ним высота стен была почти четырехсаженной - такой, как у высокого двухэтажного дома.
Большая мощь исходила от башен, наделенных шатровой кровлей. На лицевую сторону крепости были обращены две крупные проезжие башни: Пятницкая и Московская, каждая из которых поднималась в высоту на 10 саженей (более 21 м). От ворот Пятницкой башни начинался путь из города в том направлении, где проходит нынешняя улица Платонова. Название башни связано с размещавшейся в посаде Пятницкой церковью.
Самая главная, Московская башня стояла у перекрестка с улицей Володарского (или в достоприм.). Здесь одна из дорог отходила на Москву.
Замечу, что в описаниях Воронежа 1666 и 1669 годов указаны иные, нежели в других документах, наименования проезжих башен, хотя сами башни стояли на тех же местах. Так, Московская башня в 1666 году была поименована Пятницкой, а в 1669-м - Рождественской (внутри крепости, вблизи башни, стояла церковь Рождества Христова). Пятницкая же башня в 1666 и 1669 годах не была наделена характерными именами; указано только, что она проезжая.
Возможно, что воронежцы одновременно употребляли два или даже три названия по отношению к одной и той же башне. Ведь ориентиры, по которым давались наименования, находились близко друг от друга.
Внушительный ров, тянувшийся вдоль стен, по краю площади, подчеркивал неприступный вид крепости. По-видимому, горожане перебирались через ров по деревянным мостам, наведенным напротив башен...
В XVIII веке закрепилась планировка площади, сложившаяся в предыдущем столетии. Не стало крепости, но существовавший внутри нее духовный центр города с главным Благовещенским собором сохранился на прежнем месте. В конце XVII и в течение XVIII столетия там создавался и развивался комплекс зданий архиерейского подворья, территорию которого теперь занимает главный корпус ВГУ. По проекту, созданному в 1780-х годах выдающимся российский зодчим Джакомо Кваренги, перестраивали парадную часть ансамбля, в том числе главный архиерейский дом, ориентированный на Новую (Большую) Московскую улицу (нынешнюю Плехановскую). Очевидно, к творениям этого зодчего относилась и колокольня, которая возводилась в конце XVIII и начале XIX века, а затем надстраивалась четвертым ярусом со шпилем в 1828 году - самое высокое по тем временам сооружение города, один из символов старого Воронежа.
Граница противоположной стороны площади на протяжении XVIII века менялась незначительно. Если в третьей четверти столетия площадная территория была немного уменьшена, то после 1774 года ее, наоборот, увеличили.
В XIX столетии площадь стали называть Монастырской, или Митрофановской: с 1836 года в прежних постройках архиерейского двора разместился мужской Митрофановский монастырь. В Благовещенском соборе еще до открытия монастыря был похоронен первый епископ Воронежской епархии Митрофан (1623-1703) - известный церковный иерарх, содействовавший царю Петру I в создании флота. В 1832 году Митрофана канонизировали, тогда же в небольшом Архангельском соборе состоялось торжественное открытие мощей святителя. В следующем году священное тело епископа возвратили в обновленный Благовещенский собор.
Мощи св. Митрофана неизменно привлекали в Воронеж паломников из многих российских губерний. Благодаря этой реликвии Митрофановский монастырь быстро превратился в важнейший духовный и общественный центр Воронежа. И цари, и все без исключения другие высокопоставленные лица, посещавшие наш город, первым делом шли на поклон к Митрофану. Все гласные, избранные или переизбранные в городскую думу, принимали в монастыре присягу. Все самые значительные события в жизни Воронежа и губернии - и трагические, и радостные - сопровождались богослужениями в монастыре. В особо торжественных случаях было задействовано и все пространство Митрофановской площади. Так, в день празднования 300-летия Воронежа, 11 мая 1886 года, 141-й Можайский полк с утра занял площадь. За Божественной литургией, совершенной в соборе в присутствии губернского и городского начальства, последовали крестный ход вокруг монастыря, благодарственное молебствие на площади и марш войск...
Несмотря на небольшие размеры примонастырской площади, на ней в XIX веке по-прежнему шла бойкая торговля. Иконные лавки, а за ними и другие деревянные балаганы громоздились в беспорядке и раскрашивались каждым торговцем на свой лад. Площадь обступали постоялый двор, гостиница, трактир, цирюльня, харчевня. На углу с Большой Московской в конце 1850-х - начале 1860-х годов было построено новое здание Духовной консистории, дошедшее до нас в сильно измененном виде. В советское время оно надстроено двумя этажами и превращено в жилой дом (№ 2).
Неказистые деревянные строения, портившие вид площади, не раз намеревались снести. В 1871 году живший неподалеку купец В. М. Постников изъявил желание выстроить на месте старых лавок новые - красивые, каменные. Уже был составлен их проект, но через несколько месяцев купец скончался. В начале XX века за строительство новых лавок взялась было городская дума: она снесла в 1909 году все пестрые балаганы, временно оставив только иконные лавки. Однако новых торговых рядов горожане так и не дождались.
В 1920 году в той части площади, где прежде было торговое место, разбили сквер (вскоре он оказался уничтоженным). В это время воронежцы столкнулись с невыдуманными чудесами. При посадке деревьев провалилась земля, и под площадью обнаружилось обширное подземелье с кирпичными сводами. Один из рабочих спустился туда, но пробыть там долго не смог, внезапно почувствовав большую слабость и головную боль. Объяснить происхождение загадочного подземелья никто не смог...
Еще более серьезные катаклизмы наблюдались в Митрофановском монастыре. В соборе в это время по-прежнему велись службы, но в других зданиях размещался... концентрационный лагерь для заключенных.
К 1923 году ушли в прошлое потрясения и крайности, вызванные Гражданской войной. Помещения концлагеря уже названы в документах «разрушенными». Несколько монастырских корпусов пребывали в обветшалом и заброшенном виде, без окон и дверей. Проемы стали закладывать кирпичом. В 1927 году началось планомерное восстановление зданий. Стоявшую во дворе бывшую монастырскую гостиницу приспособили под жилье.
После образования ЦЧО новое областное партийно-советское руководство заняло непримиримую позицию по отношению к религиозной жизни Воронежа. В 1929 году власти окончательно закрыли монастырь. Изъяли из собора раку св. Митрофана. После этого знаменитые мощи в течение 60 лет хранились в коллекциях музеев, и только в 1989 году их возвратили епархии. Теперь давняя святыня православных верующих выставлена в другом соборе - Покровском...
В 1930-е годы монастырские помещения использовались по-разному. В одних были студенческие общежития, в других (в том числе в храме) - областной архив и архивное управление. В эти же годы Митрофановскую площадь начали застраивать новыми зданиями напротив монастыря. 8 мая и 2 декабря 1930 года газета «Коммуна» сообщала о том, что здесь велось строительство первого в Воронеже «жилищного комбината» со столовой, детскими яслями, залом заседаний и несколькими общественными комнатами. Этот комплекс сооружали в квартале бывшей консистории, между улицами Плехановской и Володарского (или в достоприм.).
В дореволюционное время на площади существовало кольцо конки. Трамвайные же пути, запроектированные в конце 1920-х годов, сюда так и не подвели: закрытый монастырь потерял значение центра всеобщего притяжения...
Во время Великой Отечественной войны погибли и Благовещенский собор, и величественная колокольня. Немцы использовали колокольню как наблюдательный пункт, советская артиллерия вела по ней огонь с левого берега. Вскоре после освобождения города сильно поврежденная колокольня еще больше обрушилась, либо ее специально пришлось обрушить как аварийно опасную. Пострадали и другие монастырские (архиерейские) здания, которые представляли большую ценность как памятники архитектуры XVIII-XIX веков. Однако основные конструкции нескольких строений уцелели, после войны здесь селились люди. В 1949 году адресом этой жилой местности служило наименование «Старый город». Комплекс оставшихся исторических построек можно было восстановить, если бы не намеченное здесь большое строительство.
Точнее, первоначальный послевоенный проект 1940-х годов предусматривал создание на участке монастыря мемориала, посвященного Великой Отечественной войне. Эскиз, предложенный академиком архитектуры Л. В. Рудневым, изображал здание музея, увенчанное ротондой, а также высокую башню, призванную восполнить утрату колокольни. Но в 1950 году от горисполкома истребовали иное решение. И он санкционировал переселение семей из монастырских зданий для того, чтобы начать здесь сооружение нового здания Воронежского государственного университета. Акт о выборе места для ВГУ были вынуждены подписать председатель горисполкома Н. В. Бельский, главный архитектор города Н. В. Троицкий. Старинной площади было суждено приобрести новое значение, а месте с ним и новое название - «Университетская».
В 50-е годы главный корпус крупнейшего вуза города проектировался в мощных классических формах, с парадным шестиколонным портиком. Затем проект упростили. В середине 1960-х годов строительство корпуса «без излишеств» завершилось. Но прежде чем это произошло, город опять соприкоснулся с тайной подземелий. К счастью, на месте событий оказался художник-краевед A. M. Фролов, который сделал обмеры, зарисовки, записи. Благодаря его материалам, надолго забытым, а недавно вновь обнаруженным, находит подтверждение легенда, казавшаяся невероятной. Под городом идут подземные ходы из-под бывшего монастырского двора в направлении других церквей! И эти ходы - отнюдь не такие примитивные, как «тайники», прорытые к родникам из крепости (см. статью об ул. С. Перовской). «Стены колодца и подземного хода были сложены из старинного кирпича, оштукатурены и побелены мелом, - свидетельствовал A. M. Фролов. - В конце двора ход имел двойную металлическую дверь, которая со стороны монастыря закрывалась на замок... За металлической дверью ход разветвлялся в трех направлениях: один канал шел в сторону реки, второй - по улице Таранченко, третий - по Володарского (или в достоприм.). При постройке университета подземные ходы были вскрыты на длину 5-7 метров от стен университета, засыпаны щебнем и забетонированы».
По-видимому, система ходов создана на ранних этапах существования Воронежа, в конце XVII или в начале XVIII века, когда еще сохранялась проблема обороны города. История ходов до сих пор не изучена, хотя обнаруживали их не однажды - проваливалась земля и на улице Таранченко, и на Володарского (или в достоприм.) (около Пятницкой церкви)...
Застройка середины XX века придала Университетской площади благородный и внушительный вид. Красивые четырех- и пятиэтажные дома обступают ее северозападную сторону и начало Плехановской улицы. Сохранились и уголки старины: дома на улицах Володарского (или в достоприм.) и Платонова, ныне охраняемые как памятники архитектуры и истории. Жаль, однако, что огромный университетский корпус не только занял священное городское место, но и отгородил центр Воронежа от прибрежных холмов древнего «кремля». Современное здание выходит своими задворками на то место, где в XVI-XVII веках зарождался город, принижает его значение в глазах гостей города, да и несведущих воронежцев. Оказался уничтоженным и ценнейший культурный слой с монастырским (архиерейским) некрополем, с могилами архиереев. Опять предоставим слово A. M. Фролову, который «за алтарем, с левой стороны двора» обследовал то ли склепы, то ли общую подземную усыпальницу с беломраморными ступенями и коваными дверями. «В этом месте двор был сильно изрыт воронками, землю покрыли развороченные кирпичи, остатки богатых дубовых гробов... При расчистке земли были найдены гробы, обитые золотой и серебряной парчой, в гробах обнаружены останки покойников в богатых парчовых облачениях; на них были кресты и церковные ордена». «В головах покойников стояли бутылки с жидкостью. Они были фигурного литья, с изображениями святых». «Всех покойников (останки)... собрали в один гроб и захоронили на Коминтерновском кладбище...».
Правее здания университета, на краю бывшей монастырской территории разбит сквер. В нем в 1975 году открыт памятник университетским сотрудникам и студентам, погибшим на войне.
Площадь находится на границе Центрального и Ленинского административных районов.