Авиационная улица

Улицы Воронежа / Авиационная улица

Пролегает в Центральном районе. От улицы Бучкури ведет к обрывистой бровке водохранилища. Обживалась в XVII - первой половине XVIII века. Вероятно, это была часть городской Беломестной слободы, существовавшей возле Покровской церкви. В последней четверти XVIII века улицу спрямили, она окончательно сформировалась.

Как нынешнее, так и два прошлых названия улицы были связаны с историей одной и той же усадьбы, одного и того же дома.

В третьей четверти XVIII века на краю холма была создана усадьба с кирпичным жилым домом и садом. Она впервые показана на плане города 1773 года. Дом нарекли «Савиновским» («Савинским») по фамилии его раннего владельца (Савинова, Савина или Савинского). Благодаря ему и всю улицу называли в конце XVIII и в XIX столетии Савиновской, или Савинской. В то время как по привычке еще употреблялось прежнее название дома 7, его владельцы менялись. Сначала усадьбу приобрел дворянин Тимофей Сильвестрович (по другим данным Селиверстович) Бородин. Он умер в 1816 году. В 1822 году его сыновья Петр и Василий объявили себя наследниками имения, а поскольку дом находился в залоге, взялись выплатить семейные долги, чтобы завладеть зданием. Но и они вскоре скончались, и в течение 1827-1828 годов дочь Петра Бородина - княгиня Наталья Петровна Касаткина-Ростовская - с трудом смогла доказать свое право на дом, прибегнув для этого к обращению в Сенат и погасив долги.

В сентябре 1828 года Н.П. Касаткина-Ростовская завещала свой дом военному ведомству, «в пользу воронежского военносиротского заведения», и в декабре того же года умерла. Воспользовавшись даром, Воронежский батальон кантонистов (так назывались дети умерших солдат, которые воспитывались за казенный счет) превратил дом в казарму, хотя наследники княгини затеяли спор об имении.

Таким образом, Н.П. Касаткина-Ростовская очень недолго владела приметным зданием, но благодаря филантропическому поступку ее фамилия закрепилась в топонимике. Сказались и длительные судебные разбирательства, связанные с домом, и громкая княжеская фамилия. У улицы появилось другое имя - Касаткина, или Касаткина гора, которое ко второй половине XIX века стало более употребительным.

А усадьбой по-прежнему владело военное ведомство. В 1877 году оно передало ее в безвозмездное пользование городу, который обязан был содержать войска. С 1890-х годов здесь содержали сводный лазарет 223-го Коротоякского и 224-го Скопинского резервных батальонов (позже получивших статус полков). Рядом со старым зданием выстроили новые. Этот лазарет горожане тоже называли Касаткиным.

В домах этой же самой усадьбы в 1920-х годах было устроено общежитие летчиков. Поэтому в 1928 году Касаткину улицу переименовали в Авиационную. Никому бы, разумеется, не пришло в голову увековечивать память о живших на ней авиаторах, если бы не преследовалась цель: убрать с карты города все дореволюционные фамилии, переименовать улицу во что бы то ни стало. Бывший дом Касаткиной зарисован в 1837 году известным русским поэтом В.А. Жуковским, посетившим Воронеж. Показывая на одном из своих рисунков вид с Острожного бугра, он изобразил старое двухэтажное здание стоящим справа на холме.

К сожалению, сегодня уже нет ни этой исторической усадьбы, ни всей четной стороны улицы, где она находилась. Половина улицы снесена в 1980-х годах, при реконструкции территории у строившегося Дворца пионеров (ныне называемого Дворцом творчества детей и молодежи).

Уцелевшая нечетная сторона включает дореволюционные здания. Наиболее заметен памятник архитектуры и истории, стоящий в центре улицы: дом мещанки А.Н. Скуратовой, в замужестве Юхневич (№ 31, построен около 1901 г.). С 1907 года в доме жил муж домовладелицы А.У. Юхневич, известный в прошлом предприниматель и общественный деятель, глава фирмы «Глинозем».

Как памятник истории охраняется и бывшая усадьба мещанки Д.П. Вороновой, где в конце XIX и начале XX века жил ее сын, статистик и литератор И.К. Воронов (д. № 37, 39). Здесь же жила в детстве писательница O.K. Кретова, племянница статистика по матери. Она рассказала о своем замечательном родственнике и об усадьбе в повести «Мой дядя Ваня».

Ближе к обрыву стоит дом мещанки Е.С. Матасовой (№ 19, конец XIX - начало XX в.). Рядом с ним размещалась интересная усадьба, которая в дореволюционное время принадлежала семье техника Я.И. Стрельцова, автора проектов многих воронежских домов. Здешний двухэтажный особняк с деревянным верхом и богатым резным декором был перестроен в 1900-х годах из более старого дома XIX века. К нему примыкали необычно оформленные деревянные ворота. В конце 1980-х годов были разломаны обветшавшие ворота, в 1996 году снесен старый дом № 21.