Воскресенская церковь

Название этой церкви воплотило имя главнейшего христианского праздника — Воскресения Иисуса Христа, или Пасхи. Но престольный праздник в Воскресенских храмах епархии издавна отмечался в разное время: в первый день Пасхи; в неделю апостола Фомы; в один из дней пасхальной недели; на отданье Пасхи; в день Воскресения словущего. Архимандрит Димитрий (Самбикин) приводил точку зрения московского митрополита Филарета (Дроздова), доказывавшего, что сие торжество должно приходиться на 13 сентября, на так называемое словущее Воскресение.

Аргументация святителя Филарета была такова: христиане с давних пор благоговели перед местом страдания, погребения и воскресения Иисуса Христа. Римский император Адриан велел засыпать холмы Голгофский и Гроба Господня и на этих местах поставил истуканов языческих божеств в знак торжества традиционных верований над христианством. Елена, мать императора Константина Великого, низвергла идолов, велела отрыть холмы и решила создать обширный храм, в который вместились бы все святые места Иерусалима. Константин довершил созидание храма, и его освятили 13 сентября.

Считать день Пасхи престольным праздником Воскресенского храма, доказывает Филарет, нежелательно, ибо этот день есть царь праздников и потому не надобно присоединять к нему меньшего и частного праздника одного прихода. Да и народу желательно для своей церкви иметь такой день, в который он бы праздновал радостнее и торжественнее, чем прихожане других храмов. К тому же храм, построенный на месте погребения и воскресения Христа и сохраняющий в себе истинные Крест и Гроб Господень, был признан главным храмом всего христианского мира. День его освящения решено считать праздником всюду. Само 13 сентября в народе называют «Воскресение словущее», поскольку он может приходиться на любой день недели, но слывет (называется) Воскресением.

Воскресенская церковь в Воронеже построена на месте более древней, носившей иное название. В XVII веке примерно у нынешнего Каменного моста по линии улицы Орджоникидзе (прежде Воскресенская) заканчивался город. За его стенами находилась Ямская слобода. Здесь жили ямщики, перевозившие государеву почту. Их насчитывалось несколько десятков человек. В Ямской слободе существовала деревянная церковь во имя святых Космы и Дамиана; она упоминается в Писцовых книгах допетровского времени: «Церковь во имя Воскресения Христова, да в пределе явление иконы пречистые Богородицы Казанские да чудотворцев Козьмы и Демьяна, что в Ямской слободе, во дворе поп Федос, во дворе просвирница Татьяница, во дворе пономарь Никита Овдокимов». Святые, праздник которых отмечается 1 (14) ноября, считались покровителями домашней птицы, отсюда и предместье называлось еще Курьей слободкой.

Деревянная Космодемьянская церковь, стоявшая «на взгорье», сгорела в пожаре 1748 года. Прихожане начали строительство нового деревянного здания, но имя церкви изменили и нарекли ее Воскресенской. К 1752 году работы были завершены, правда, к этому времени верующие возжелали обезопасить себя от огненной стихии и построить каменные хоромы. Деревянную церковь продали на своз в село Березовое Воронежского уезда.

Каменный храм строили прочно, на века. Он был двухэтажным: нижняя церковь отапливалась, в верхней служили только в летнюю пору. Используя современную терминологию, можно сказать, что духовный очаг вводили в строй поэтапно. 29 ноября 1761 года освятили придел в честь Рождества честного и славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, устроенный в первом этаже. Вся нижняя церковь во имя Казанской иконы Божией Матери стала действовать с 1765 года. Верхний холодный этаж в честь Воскресения Христова завершен был в 1768 году.

Пять лет спустя крупный пожар уничтожил обширную часть Воронежа, но Воскресенской церкви он не коснулся. Восстанавливать город решено было по генеральному плану, утвержденному в марте 1774 года Екатериной II. Значительно расширялись городские границы, и Ямская слобода оказалась внутри них. Потому-то последний, девятый пункт указа императрицы гласил: «Ямской слободе быть вне города за земляным валом». Поселение ямщиков переносилось к Московской заставе, позже рядом прошла железная дорога. На новом месте ямщики церковь не построили. Жители слободы вплоть до конца XIX века по-прежнему относились к приходу Воскресенской церкви, хотя их отделяло от нее около двух верст. В конце XIX века Ямская слобода отошла к приходу Троицкого кафедрального собора (именно там крещен родившийся в 1899 году в Ямской слободе писатель Андрей Платонов), а потом - к приходу новопостроенного Владимирского собора.

В конце XVIII века Воскресенская церковь фактически оказалась в центре города. Храмы здесь расположены весьма близко друг к другу, но у каждого был свой круг верующих. На Воскресенской улице обитали дворяне, чиновники, купцы. В 1826 году через Богословскую улицу перебросили первый в городе каменный арочный мостик; церковь обрела теперь устойчивый ориентир в своей топографии. В середине прошлого века в доме Михнева, затем в особняке Жуковцева, что тоже в Воскресенском приходе, у Каменного моста, жил известный общественный деятель и краевед Николай Иванович Второв (1818-1865). Частым посетителем его квартиры был поэт Иван Саввич Никитин.

Вокруг церкви в XVIII веке существовало небольшое приходское кладбище. Захоронения там отмечены в 1750—1770-е годы: купцы Тимофей Нечаев (1711-1757), Дрон Котельников и его жена (1757), Максим Нечаев (1733-1760), Никита Семенищев (1765), Гавриил Синицын (1765). Были у церкви могилы целого клана Титовых: Евсея Даниловича (1691-1765), Матвея Ивановича (1765), Пелагеи Григорьевны (1745-1770). С течением времени погост пришел в запустение, надгробные памятники исчезли, холмики сровнялись с землей. В.В. Литвинов опубликовал текст на чугунной плите, которая одна только и уцелела в церкви в 1921 году: «Представися раб Божий Воронежский купец Иван Данилов сын Титов 1754 году декабря 25 дня. От роду ему было 73 года 9 месяцев и 5 дней и погребен на сем месте. Тезоименитство его бывает марта 30 дня преподобного отца нашего Иоанна спасителя Лествицы». В 1900 году в ограде Воскресенской церкви был погребен известный благотворитель Яков Иванович Нечаев (1836-1900).

До революции облик церкви изменениям не подвергался, только в 1882 году в нижнем Казанском храме обновили иконостас. В 1914 году на церковной земле построили одноэтажную каменную богадельню (прежде была деревянная, сооруженная на средства Я.И. Нечаева), соединенную воротами с колокольней (ул. Орджоникидзе, 19а), имелся и двухэтажный каменный дом для причта. В конце прошлого века прихожан насчитывалось около 500 душ. Во владении церкви находились 90 десятин пахотной земли и 51 десятина леса, они отдавались в аренду. Кроме добровольных пожертвований штат получал на свое содержание проценты с банковского капитала в четыре тысячи рублей.

Из служителей Воскресенского храма упоминаются лишь несколько человек. В начале XVIII века в ней служили Алексий Алексеев и Иаков Юшков. Диакон Александр за вступление во второй брак в 1770 году был лишен владыкой сана и переведен дьячком в Тихвино-Онуфриевский приход. В 1761 году умер и погребен в своем приходе священник отец Андрей; а протопоп Иаков Воскресенский (1729-1797) был похоронен уже у Предтечи. В 1805 году в храме служили священник Иоанн Фомин, диакон Симеон Синявский, дьячок и пономарь. Приход насчитывал 135 дворов (537 душ мужского пола и 593 души женского пола). В середине XIX века священником был Павел Турбин, затем — отец и сын Светозаровы, Евфимий (1813-1900) и Георгий (1843-1909); последний прослужил в своем храме 38 лет. Настоятель храма в канун революции - отец Митрофан Девицкий (1877-1920), он служил с ноября 1909 года; с 1903 года служил диакон Павел Гришин, с февраля 1886 - псаломщик Петр Адамов. Старостой с 1909 года был крестьянин Степан Павлов, приход за сто лет мало изменился и насчитывал 157 дворов, где проживали 585 мужчин и 573 женщины. За подписью Митрофана Девицкого направлена в декабре 1918 года в Губсовнархоз опись имеющихся в церкви драгоценных предметов. Учету подлежали пятьдесят икон и четыре Евангелия в серебряных окладах, одиннадцать лампад, четыре дискоса, четыре звездицы и еще несколько богослужебных предметов. Значительная их часть несколько лет спустя была передана в фонд голодающих крестьян Поволжских губернии России.

Сейчас Воскресенская церковь утратила многие черты барокко, и чтобы представить ее облик времен былого великолепия, вновь обратимся к книге искусствоведа Юрия Успенского «Старый Воронеж» (1922). Вот как выглядел тогда храм: «Церковь эта представляет массивный, грузный восьмерик, поставленный на четверик нижнего этажа. Однако размеры восьмерика и поддерживающего его свода далеко превышают размеры только что описанных церквей (Петропавловской и Ильинской - А.А.) и невольно вызывают удивление смелости и чутью строителя. С внешней стороны церковь лишена почти всяких украшений; однако массы ее значительны и интересны.

Впереди церкви, непосредственно с нею связанная, стоит колокольня, типично барочных форм, резко отличающихся от прочей массы церкви своей сравнительной украшенностью, с причудливыми завитками капителей колонн, барельефными ангелами, карнизами.

Но особенно хорош портал крыльца, представляющий из себя изогнутый барочной формы фронтон с полукруглой выемкой по середине, опирающийся на четыре стройные колонки. Сверху портал украшен вазочками.

Портал этот по своим пропорциям представляет из себя один из лучших кусочков архитектуры Воронежа. Точно все внимание зодчего было обращено на колокольню и ее вход, и дл дальнейшего украшения сооружения не хватило ни внимания, ни средств».

В начале 1930-х годов Воскресенская церковь была закрыта. Штат ее, по всей видимости, пополнил собой рабочую силу исправительно-трудовых лагерей, а здание передали под склад предприятиям легкой промышленности. В годы военного лихолетья немцы заняли колокольню под наблюдательный пункт. Советская артиллерия с левого берега разрушила ее до первого яруса, заодно сгорела кровля купола, от взрывов пострадала кирпичная кладка. К осени 1944 года склад Легпрома вновь обосновался в нижнем этаже, верхний числился сгоревшим. «Ростекстильторг» занимал Воскресенскую церковь до недавнего времени. В конце 1993 года областна администрация решила возвратить храм верующим. Склад постепенно освободил помещение.

Здание тогда производило удручающее впечатление. В стенах были пробиты новые окна, двери, проемы для транспортера, срезаны металлические стяжки сводов. Фасад весь в трещинах, над окном алтаря вывалилось более метра кладки. Строение еще в 1987 году было признано аварийным и непригодным для эксплуатации. Но еще многие месяцы к церкви подъезжали фургоны и разгружали на стеллажи тюки материи.

Второе рождение церкви состоялось 24 июня 1994 года. Первым настоятелем храма, предпринявшим немало усилий для его восстановления, стал протоиерей Феодор Бажанов. Появился замечательный иконостас и в нижнем, и в верхнем этажах. Нижний храм в честь Казанской иконы Божией Матери служит повседневно, верхний, в честь Воскресения — по воскресным и праздничным дням.

С декабря 2001 года настоятелем храма является священник Сергий Гришин. При нем в апреле 2002 года полностью завершилось возведение колокольни (проект выполнил архитектор А.Г. Федорец, работы вела строительная бригада Игоря Бурова), а крест на шпиль колокольни водружен еще 1 ноября 2001 года. По проекту архитектора А.Г. Федорца на углу с Первомайской улицей закончено строительство здания для воскресной школы. С сентября 2003 года здесь начались занятия.

Помимо настоятеля в церкви еще четыре клирика - священники Олег Шамаев, Алексий Воронко и Алексий Спицын, диакон Евгений Бей. При храме существует отдел по работе с православной молодежью, им руководит о. Сергий Гришин.

Александр Акиньшин

Афиша Воронежа

сегодня, 17 апреля

 
 
 
Еще сегодня в Воронеже
Дыши! билеты
Собачья жизнь: Друзья навек билеты
Домовой билеты
Отражение тьмы билеты
Фея и Белый кит билеты
След киллера билеты
Ненормальный билеты
Формула популярности билеты
Материнский инстинкт билеты
Лед-3 билеты
Паранормальные явления. Мост призраков билеты
Рай под ногами матерей билеты
Дождь из мужчин билеты
Испытание аулом билеты
Джойка билеты
Ведьма. Деревня проклятых билеты
Уиджи. Потустороннее измерение билеты
Я — кот билеты
Позывной «Пассажир» билеты
Неожиданные связи билеты
За пределами. Снежные псы билеты
Андрей Рублев. Воспоминания о фильме билеты
Город тайн: Исчезнувшая билеты
Золото Рейна билеты
Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца билеты