Хронология Воронежа, год 1930
3 января в Воронеже состоялась городская конференция инженерно-технических работников (ИТР). Участники конференции единодушно поддержали лозунг «Технику - в массы» и взяли обязательство подготовить для промышленности города и области несколько тысяч квалифицированных рабочих.
13 февраля в Воронеж из Москвы приехал Председатель ЦИК СССР Михаил Иванович Калинин. Советские люди называли его тогда Всесоюзным старостой. М. И. Калинин посетил ряд районов Центрально-Черноземной области, где познакомился с положением дел в сельском хозяйстве и ходом коллективизации. Вернувшись в Воронеж, он 19 февраля выступил на объединенном пленуме исполкома ЦЧО и Воронежского горсовета. На следующий день М. И. Калинин уехал из Воронежа в Козлов (ныне Мичуринск) для встречи с ученым-садоводом И. В. Мичуриным.
5 апреля 1930 года президиум исполкома Центрально-Черноземной области в присутствии секретаря обкома партии И. М. Варейкиса принял решение о включении в городскую черту Воронежа левобережной слободы Придачи и села, бывшей слободы, Монастырщенки (Государственный архив Воронежской области, фонд 1439, опись 3, дело 66-а, лист 80). Город Воронеж, располагавшийся ранее на правом берегу одноименной реки, в этот день официально «перешагнул» на левобережье. Здесь вскоре началось строительство крупных промышленных предприятии, создавших славу городу Воронежу: авиационного завода, завода по производству синтетического каучука, тепловой электростанции. Здесь начали расти новые улицы, кварталы благоустроенных жилых домов, учреждения науки и культуры. Воронежцы уже давно привыкли к тому, что город располагается на обоих берегах реки. Но такая особенность в географическом расположении Воронежа появилась только с 1930 года.
Вкратце история вопроса о включении в состав Воронежа левобережных слобод Придачи и Монастырщенки такова. Еще в 1918 году губисполком принял постановление о принципиальной целесообразности присоединения к Воронежу пригородных слобод. Однако жители Чижовки, Придачи и других пригородов на общих собраниях выступили против присоединения к городу, мотивируя это тем, что они в своем большинстве занимаются сельским хозяйством и не связаны с городской промышленностью. Органы Советской власти не стали тогда настаивать. Во время индустриализации страны, в годы первой пятилетки, картина резко изменилась. Расширение границ Воронежа и включение в состав города старинных пригородных слобод стало насущной необходимостью развития промышленности. Весной 1929 года в состав Воронежа была официально включена Чижовка. А 5 апреля 1930 года, как мы видели, очередь дошла и до левобережья.
В апреле 1930 года в Воронеже появился первый автомобиль «скорой помощи». Началась постепенная замена специальными медицинскими автомашинами существовавших до этого конных карет «скорой помощи».
5 июля 1930 года на пустыре университетской территории, выходившем к Студенческой улице, началось строительство анатомического корпуса медицинского факультета ВГУ - так называемого «Анатомикума». Старое здание Воронежского государственного университета, взорванное позже гитлеровцами, выходило тогда фасадом на современную улицу Феоктистова и Детский парк, университет занимал обширный городской участок, включая обе стороны Студенческой улицы. Бывшее здание «Анатомикума», заложенное в июле 1930 года, построенное в начале тридцатых годов, разрушенное гитлеровцами во время войны и восстановленное заново после освобождения Воронежа, является сейчас главным корпусом Воронежского государственного медицинского института имени Н. Н. Бурденко. Кстати, 1930-й год стал последним годом существования в Воронежском университете медицинского факультета. 10 декабря 1930 года было принято правительственное решение о создании на базе этого факультета самостоятельного высшего учебного заведения в Воронеже - медицинского института. Новые институты, в частности химико-технологический и лесотехнический, были образованы также в 1930 году из отдельных факультетов Воронежского сельскохозяйственного института. Они разместились в городке сельскохозяйственного института, на северной окраине города.
В том же 1930 году в Воронеже был открыт инженерно-строительный институт.
15 сентября 1930 года на территории левобережья, включенной в городскую черту Воронежа, началось строительство крупной тепловой электростанции - ВОГРЭС (Воронежская государственная районная электрическая станция).
16 сентября 1930 года исполком Центрально-Черноземного областного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов на своем заседании в Воронеже принял постановление «О всеобщем начальном образовании детей 8, 9 и 10-летнего возраста в объеме программы школы первой ступени». Этим постановлением в городе Воронеже и в пределах всей Центрально-Черноземной области официально устанавливалось обязательное начальное образование детей. Постановление было подкреплено организацией новых школ, широкой подготовкой учительских кадров; оно отразило достигнутые за годы Советской власти успехи в развитии общей культуры населения.