Церковь Покрова и церковный дом расположены рядом на одном из отрогов берега р. Воронеж. Западными фасадами обращены к Советской площади (ул. Бехтерева), куда выходят ворота церковного двора. С южной и восточной сторон (вдоль улиц Бучкури и 20 лет ВЛКСМ) участок укреплен высокими подпорными стенками.

Церковь Покрова Богородицы была построена в Беломестной слободе в 1736 г. вместо одноименной деревянной церкви, упоминаемой в писцовых книгах 1615 г. среди семи первых церквей Воронежа. В 1779 г. была обновлена трапезная с правым приделом во имя Сретения; в 1791 г. завершено строительство сохранившейся до нашего времени колокольни. В 1795 г. устроен придел во имя иконы Знамения Божией Матери. В 1823-1824 гг. по проекту архитектора Т.С. Кондратьева увеличена в размерах трапезная, соединившая храмовую часть с колокольней. В 1833-1841 гг. вместо разобраной храмовой части возведен новый объем (предположительно по проекту городского архитектора И.А. Блицына). В первой половине XIX в. рядом с церковью сооружен кирпичный дом (возможно, это богадельня, построенная на средства купца В.О. Ухина).

В конце XIX в. при церкви существовала школа для девочек и богадельня. С 1932 по 1941 г. в здании церкви размещался антирелигиозный музей; с 1943 по 1948 г. - Воронежский областной краеведческий музей. В 1948 г. возобновлено богослужение, церковь стала кафедральным собором.

К началу 1950-х гг. по проекту архитектора Б.Н. Зотова проведено восстановление пострадавшего во время немецко-фашистской оккупации здания. В конце 1980-начале 1990-х гг. по периметру церковного двора появились новые одноэтажные постройки, выдержанные в упрощенных формах позднего классицизма, в том числе здание Воронежского епархиального управления. В 1990-е гг. на церковном дворе построены крестильный храм, канцелярия епархиального управления и ряд зданий хозяйственного назначения. От небольшого кладбища у стен алтаря сохранилась лишь могила митрополита Воронежского и Липецкого Иосифа (Орехова, 1871-1961). В 1990 г. в храм из музея перенесли мощи святого Митрофана Воронежского (до 1930-х гг. мощи находились в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря).

ЦЕРКОВЬ - одна из немногих культовых построек города в стиле классицизма. Ее объем складывается из трех разновременных частей, объединенных продольной композиционной осью. Монументальный четверик храма, завершенный мощной купольной ротондой, выполнен в формах позднего классицизма; трехъярусная колокольня, состоящая из четверика, восьмерика и ротонды, - в формах развитого классицизма конца XVIII в.; самая старая часть церкви - узкая и низкая трапезная - декорирована, очевидно, в период последней перестройки храма (1841). Основной четверик более крупного масштаба, чем колокольня, что несколько скрадывается перспективой при подходе со стороны площади. К храму с севера и юга примыкают шестиколонные ионические портики на высоких стилобатах, придающие торжественность входам в здание. Им вторит приземистый портик упрощенного дорического ордера у южного входа в трапезную.

Наибольшей четкостью ордерного декора отличается последняя по времени строительства храмовая часть. Основной объем, портики, алтарь и ротонда завершены низкими ступенчатыми аттиками. Высокие арочные окна ротонды отделены друг от друга узкими пилястрами. Декор при реставрации значительно упрощен. Первоначально пилястры имели развитые капители, а большие гладкие поверхности стен храма были украшены тонко проработанными лепными деталями, свойственными ампиру. Декор стен трапезной состоит из руста между прямоугольными окнами, крупных веерных перемычек над ними и очень широкого мелкопрофилированного венчающего карниза. Часть окон трапезной имеет более поздние завершения в виде архивольтов. Первый ярус колокольни также рустован; стены прорезаны крупными арками (боковые -ложные), завершенными архивольтами с фигурным замковым камнем. Во втором ярусе колонны, стоящие по углам восьмерика, несут дорический фриз, который над арками звона завершается фронтонами. Ротонда третьего яруса с широкими проемами и узкими простенками, охвачена коринфской колоннадой. Плоский купол увенчан шпилем с крестом на граненом основании. Ранее основание шпиля было более сложным - луковичным.

Просторный и высокий интерьер храма по углам имеет одинаковые выступы с экседрами. В восточных выступах находятся клиросы, в западных - алтари трапезной. На уровне пят подпружных арок, поддерживающих купол, проходит карниз на фигурных мутулах. По сторонам входа в трапезную его поддерживают мощные колонны. Справа от четырехъярусного иконостаса покоятся мощи святого Митрофана. Шестистолпная трапезная перекрыта системой крестовых сводов, относящихся, очевидно, к первой половине XVIII в. и укрепленных железными связями. Настенная роспись, иконостас и все убранство интерьеров церкви относятся к рубежу XIX-XX вв., отреставрированы в 1985-1992 гг..

ЦЕРКОВНЫЙ ДОМ вытянут вдоль улицы. Его архитектурное оформление близко "образцовым проектам" позднего классицизма. Одноэтажный прямоугольный в плане кирпичный дом в начале 1990-х гг. оградой и подпорной стенкой был изолирован от церковного двора и получил пристройку с востока.

Оштукатуренные стены здания прорезаны небольшими арочными окнами. Декорирован лишь главный западный фасад дома. Окна здесь завершены архивольтами, опирающимися на импосты. Пластику фасада создают неглубокие прямоугольные ниши с накладками в подоконном поясе. Широкие лопатки делят фасад на две неравные части, соответствующие внутренней планировке.

В здании расположены две квартиры служителей церкви.

ОГРАДА вдоль ул. Бехтерева (кон. XIX в.) состоит из двух одинаковых участков по обеим сторонам колокольни. Стены декорированы арочными нишами и поребриком; пилоны ворот - крестообразными отверстиями.

ГАВО, ф. 184 (Покровская церковь), оп. 1, д. 1-43.

Акиньшин А. Храмы Воронежа. Воронеж, 1994. С. 7-11;

Болховитинов Е. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С. 72-73.

Нечаев В.Е. Покровская церковь // Воронежская старина. Вып. 5. Воронеж, 1905. Приложение. С. 76-88;

Указатель храмовых празднеств Воронежской губернии. Воронеж, 1884-1886. Вып. I. С. 95-98, 300; Вып. II. С. 185;

Успенский Ю. И. Старый Воронеж. Художественно-исторический очерк. Воронеж, 1922. С. 57-58.

А.Н. Акинъшин

Е.Н. Чернявская