Ильинская церковь

Купола двух разоренных храмов более тридцати лет составляли привычный пейзаж для студентов университета. Стоило только выглянуть из окна аудитории в направлении водохранилища, и в них упирался взгляд. Поневоле мечталось, как сияли бы их главы с золочеными крестами, если жили бы храмы своей привычной жизнью... Увы, идеология большевизма, сама основанная на бездумной вере в ничто, не допускала существования рядом никакой другой системы духовных ценностей. Но время пришло, большевизм рухнул, и православие возрождается в людских душах. Первозданный облик храмов постепенно возрождается. А мне теперь приходится сожалеть о своем переезде из главного корпуса университета в новый, что за памятником Славы.

При взгляде от университета налево будет Ильинская церковь. Боковой придел храма в честь святого Илии, праздник которого отмечается 20 июля (2 августа), дал общеупотребительное название всей церкви. Ветхозаветный пророк Или жил за девять веков до рождения Иисуса Христа. Он был известен как справедливый судия, строгий подвижник и ревнитель веры в Бога истинного. Во время земной жизни Иисуса Христа, глядя на творимые Им чудеса, многие считали Его олицетворением Илии, снизошедшим с неба. Русский народ глубоко почитал пророка; самая первая церковь, построенная в Киеве после приняти христианства, была посвящена ему.

Главный престол храма назывался Входо-Иерусалимским, в память о вхождении Иисуса Христа в Иерусалим. Событие сие празднуется на последней неделе Великого поста, перед днями добровольных страданий и спасительной для человеческого рода смерти Бога-Сына. Иисус Христос намеревался войти в Иерусалим из Вифании со своими учениками, Его сопровождал народ. На горе Елеонской, откуда был виден весь Иерусалим, Иисус предсказал бедствия, которые должны постигнуть этот город за то, что тот не уразумел времени посещения Божия. В Иерусалимском храме Христос исцелил всех больных и страждущих, чем вызвал озлобление первосвященников и книжников. Они окончательно утвердились в мысли погубить Его. День Господь провел в Иерусалиме, на ночь возвратился в Вифанию. Великий праздник в память этого события установлен христианами в IV веке.

Деревянная церковь Ильи пророка появилась внутри крепости вскоре после основания Воронежа. Первое упоминание о ней находим в Дозорной книге 1615 года. Время ее строительства священник А. Аристов относил к самому началу XVII века. В церкви был придел во имя мучеников Флора и Лавра. Как ветхая церковь значится под 1642 годом. В 1642-1645 годах она была перестроена воеводой Мироном Андреевичем Вельяминовым на собственные средства и переименована в Троицкую с приделами во имя святого Ильи пророка и мучеников Флора и Лавра. Церковь в тот момент была хорошо украшена. К концу XVII века Троицкая на посаде церковь становится известной под именем Входо-Иерусалимской; дата смены небесного покровителя не установлена. Тогда она находилась в Стрелецкой слободе, то есть ближе к Стрелецкому логу, к современной Большой Стрелецкой улице. Как отметил краевед П.А. Попов, анализируя документы и чертеж Воронежа 1690 года, церковь тогда находилась между современными улицами Шевченко и Белинского. Он же считает, что эта церковь в тот момент была кладбищенской, а потому позднее и была перенесена на другое (нынешнее) место. В ее истории он видит перерыв и считает, что церковь не существовала до 1760-х годов. Мне кажется, если этот перерыв и был, то намного короче: в 1740-х годах деревянная церковь уже упоминается, ибо она сгорела во время пожара 1748 года. Священник Григорий Алексеев уведомил преосвященного Феофилакта (Губанова), что в пожаре уцелели «антиминс, святые образа и церковная утварь». Временно отец Григорий стал окормлять своих прихожан в соседней Спасской церкви. Четыре года спустя ее построили вновь из леса разобранной Покровской церкви (ту переделывали в тот момент в каменную). Простояла такая церковь недолго, всего полтора десятилетия.

В 1764 году святитель Тихон благословил священника Сергия Павлова и прихожан на возведение каменной церкви. Строительные работы начались в 1767 году, и 20 июля 1770 года епископ Тихон II (Якубовский) освятил главный престол. Ильинский же придел был завершен чуть позже, к январю 1771 года. Еще один придельный алтарь в трапезной - в честь мученика Антипы - устроен в 1810-1812 годах на средства купца И. Рындина. Деньги на создание иконостасов в приделах пожертвовал купец Н. Рубцов. Как отмечал архимандрит Димитрий (Самбикин), заботами старосты -купца Александра Ивановича Петрова (1806—1874) — Ильинский храм «благолепно» украшен, его интерьер - лучший в Воронеже: стены отделаны под мрамор и покрыты росписью. А.И. Петров был старостой четверть века. Внимание прихожан приковывали великолепные иконы, среди них Божия Матерь, написанная в XVIII веке и одетая в 1847 году серебряной ризой в память об избавлении города от холеры, а также иконы священномученика Антипы и благоверного князя Александра Невского.

В 1822 году на средства церковного старосты Никиты Архиповича Богданова были устроены ограда и каменная богадельня. Пожертвованиями священника Михаила Донецкого (1804-1860) и купца Василия Кольцова (отца поэта) в 1844 году расширен придельный храм и построена караулка. Новые иконостасы в придельном храме устроены заботой купца Николая Рубцова (1857).

К началу XX столетия Ильинская церковь считалась одним из наиболее оригинальных сооружений стиля воронежского барокко, почти полностью свободным от перестроек снаружи. Храм представлял собой обычный тип восьмерика на четверике с массивным сводом. Хорошо знакомый читателям искусствовед Юрий Успенский составил в 1922 году детальное описание церкви, отметив в ней общие для воронежской архитектуры элементы и указав оригинальные, только ей свойственные черты: «Восьмерик покрыт барочного типа крышей и венчается восьмигранным же барабаном с главкой. Углы восьмерика окаймлены рустованными пилястрами; при гранях его, будто летучие мыши, поместились большие окна с широкими причудливыми наличниками, так напоминающими своей своеобразной формой окна Петропавловской церкви. Напоминают последнюю и пятигранная алтарная часть, и план церкви в виде креста, боковые части которого образованы низенькими пристройками классического типа, и маленькие главки, расположенные на алтарной части и трапезной.

Однако совершенно оригинальна и своеобразна входящая в план церкви колокольня. Низенькая, с шатровым верхом, она также представляет из себя восьмеричок, поставленный на куб первого этажа. Грани восьмерика, не занятые проемами звонов, украшены оригинальными парными, соединенными вверху арочками, колонками. Колонки посередине имеют перехват и книзу утолщение. Что-то странное и милое видно в этой колокольне. И эти колонки с арочками, и шатровая крыша, и общая ее приземистость напоминают что-то далекое, русское. А ее прочие, несомненно, барочные формы дают совершенно неожиданную смесь старорусских форм с барокко».

Ильинская церковь была одноштатной: священник, диакон, псаломщик. Жалование свое они получали за счет процентов с капитала в восемь тысяч рублей да в виде арендной платы с 49 десятин пахотной земли. Прихожан насчитывалось до 500 душ. 20 июля 1872 года для помощи бедным было создано церковное попечительство. Ему принадлежал двухэтажный каменный дом, в верхнем этаже находилась приходская школа, а в нижнем - богадельня, называвшаяся Богдановской, - по имени церковного старосты Никиты Богданова. В 1879 году мещанин А. Петин пожертвовал еще пятьсот рублей на содержание богадельни.

В середине XVIII века у Ильинской церкви было отмежевано приходское кладбище размерами примерно по 27 аршин (19 метров) во все стороны от храма. Особо примечательных похорон купцы Елисеевы тут не наблюдали, отметив лишь погребение в 1770 году матери купца Антона Тресорукова.

Священников в Ильинской церкви почти за три столетия ее жизни сменилось немало, в большинстве своем это бьли весьма достойные люди. Внимание любителей старины прежде всего привлекает фамилия Болховитиновых. Отец известного краеведа, археографа, просветителя и деятеля церкви, Алексий Андреевич (1776), был священником этого храма в 60-70-е годы XVII века. По всей видимости, священнический сын Евфимий (1767-1837), в будущем митрополит Киевский и Галицкий Евгений, был окрещен в Ильинской церкви, тогда еще старой, деревянной.

Семья Болховитиновых жила неподалеку от места службы своего хозяина. Уже после его смерти, в 1782 году, вдовой и детьми было застроено дворовое место в Ильинском приходе, «идучи от Спасовской улицы по Ильинскому переулку к церкви Ильи Пророка на левой стороне четвертое от погоста угольное место». Переулок этот, соединяющий две церкви, цел и посейчас, но старинного деревянного на каменном фундаменте дома там уже не сыскать.

По Клировым ведомостям, в 1805 году в церкви служили: священник Иоанн Васильев (с 1781 года), диакон Феодор Кочетовский (с 1774 года), только что поступивший дьячок Михаил Зайцев и пономарь Алексий Потапов (с 1796 года). Приход насчитывал 165 дворов, где проживали 946 человек разных сословий.

В 1809 году Входоиерусалимская церковь стала местом крещения старшего сына в семье Кольцовых: «Октября 3 рожден у купца Василия Петрова сына Кольцова и жены его Параскевы Ивановой сын Алексий. Воспринимали при крещении купец Николай Иванов Галкин и купецкая жена Евдокия Васильевна Чеботарева». Прасольскому сыну Алексею Кольцову суждена была в жизни общероссийская слава поэта, певца подворонежских степей. В тот момент семья обитала неподалеку от церкви, на Большой Стрелецкой улице.

С 1860 года священствовал в Ильинском храме Аристарх Алексеевич Аристов (1837 - после 1917), он оставался на одном месте пятьдесят три года. 28 ноября 1910 года прихожане торжественно отметили полувековой юбилей его служения. По наградам он давно уже получил право на дворянское достоинство, но не поспешил им воспользоваться. Вместе с ним с 1884 года служил псаломщик Борис Вележев. Старостой храма с 1911 года был купец Иван Кораблинов. Прихожан в 1911 году насчитывалось 638 человек, они жили в 130 домах.

История Входоиерусалимской церкви в большевистский период нашей жизни осталась в тени. Нет в документах Губсовнархоза ее ответа на запрос о том, какие драгоценные предметы в оной сберегаются. Зато известно, что в 1922 году были изъяты ценности общим весом 8 пудов 12 фунтов и отправлены в опечатанном ящике в Москву. Нет упоминаний, находилась ли она в руках верующих патриаршей ориентации или была отобрана обновленцами. Не встретилась и точная дата ее закрытия. Ясно лишь, что это произошло в начале 1930-х годов. Доподлинно известно, что уже в 1934 году там находился архив. Церковное помещение использовалось под хранилище рукописей областным архивом.

В Ильинскую же церковь архив вернулся из эвакуации. В доме причта, что справа от храма, с 1944 года расположилось архивное управление, тогда входившее в ведомство НКВД, и читальный зал. Исследователи работали там недолго, вскоре перешли в Успенскую церковь, а затем в специально построенное здание рядом с Областной библиотекой. Но до 2000 года Ильинская церковь использовалась исключительно как фондохранилище. На высоченных многоярусных стеллажах покоились связки дореволюционных и советских документов. Сюда из основного корпуса были отправлены те из них, которые не пользовались особой популярностью у краеведов. В последние годы само понятие ценности информации изменилось, и сотрудникам архива чуть ли не каждодневно приходилось отправляться в Ильинку за делами фонда Палаты гражданского суда.

В конце 1993 года областная администрация приняла принципиальное решение о возвращении епархии Ильинской церкви, а также Спасской, тоже занятой архивом. Но документы не могли быть выброшены на улицу, ибо в них заключена наша подлинная история. Сам архив - учреждение бюджетное, собственных средств не имеет. Вопрос о предоставлении ему помещений взамен церквей или о строительстве нового здания обсуждался долго и разрешился только в 2000 году. Первое богослужение в своем храме воссозданный приход провел 2 августа 2000 года, в престольный праздник. Настоятелем был назначен священник Сергий Гришин. У стен храма во время работ были отрыты старинные надгробия. 15 октября 2000 года освящен крест на куполе. Внешне церковь восстановлена полностью и сияет своей красотой на взгорке. В декабре 2001 года Сергия Гришина в должности настоятеля сменил священник Олег Титов, с которым служит диакон Феодор Янов.

Храм сейчас имеет один алтарь - во имя святого пророка Илии. На побеленных стенах видна частично сохранившаяся роспись. Восстанавливается иконостас - он изготавливается резным из дерева в стиле русского модерна. При храме существует воскресная школа, ею занимается семинарист Димитрий Шишкин. Воскресная школа малым тиражом издает газету «Ильинский листок». При храме существует молодежный приходской отдел.

На стене колокольни, слева от входа, укреплена мраморная памятная доска с текстом: «Ильинская церковь - памятник архитектуры XVIII века». Жизнь храма длится третий век...

Александр Акиньшин

Афиша Воронежа

сегодня, 21 ноября

 
 
 
Еще сегодня в Воронеже
Еретик билеты
Субстанция билеты
Мой любимый двортерьер билеты
Супер-Санта билеты
Граф Монте-Кристо билеты
Ходячий замок билеты
Декодер. Игра гения билеты
Анора билеты
Новый год в Березовке билеты
Великая билеты
Сверчкеты билеты
Возвращение попугая Кеши билеты
УничтоЖанна билеты
Таро билеты
Реплика билеты
Пожиратель грехов билеты
Хищные земли билеты
Оглянись билеты
Поймай собаку, если сможешь билеты
Воплощение билеты
Втроем билеты
Эра билеты
Мамино письмо билеты
Непробиваемые билеты
Реинкарнация. Возвращение ведьмы билеты