Ахматова Анна Андреевна

(псевдоним; настоящая фамилия - Горенко) Анна Андреевна. Родилась 11(23).6.1889, Одесса, - умерла 5.3.1966, Домодедово Московской области; похоронена в Ленинграде, русская советская поэтесса. Родилась в семье офицера флота. Училась на Высших женских курсах в Киеве и на юридическом факультете Киевского университета. С 1910 жила преимущественно в Петербурге. В 1912 вышла первая книга стихов А. "Вечер", за ней последовали сборники "Чётки" (1914), "Белая стая" (1917), "Подорожник" (1921) и др. А. примыкала к группе акмеистов (см. Акмеизм). В противоположность символистам с их тягой к нездешнему, туманному, лирика А. вырастала на реальной, жизненной почве, черпая из неё мотивы "великой земной любви". Контрастность - отличительная черта её поэзии; меланхолические, трагические ноты чередуются со светлыми, ликующими.

После Октября, далёкая от революционной действительности, А. всё же резко осудила белую эмиграцию, людей, порвавших с Родиной ("Не с теми я, кто бросил землю..."). В течение ряда лет трудно и противоречиво формировались новые черты творчества А., преодолевавшей замкнутый мир утончённых эстетических переживаний. С 30-х гг. поэтический диапазон А. несколько расширяется; усиливается звучание темы Родины, призвания поэта ("Маяковский в 1913 году", "Данте", цикл "Тайны ремесла"); в её творчество влилась струя историзма - саркастическая отходная дореволюционной эпохе ("На Смоленском кладбище", "Предыстория", "Царскосельская ода", "Петербург в 1913 году").

Воронеж, Анна Андреевна посетила в 1936 году, квартировала в прежнем доме Карлсонов на улице Поднабережной. Из окна она наблюдала Петровский сквер - с обледенелыми тополями, с воронами над статуей Петра. Об этом мы можем прочитать в ее стихотворении «Воронеж».

"Воронеж"

О. М(андельштаму)

И город весь стоит оледенелый.

Как под стеклом деревья, стены, снег.

По хрусталям я прохожу несмело.

Узорных санок так неверен бег.

А над Петром воронежским – вороны,

Да тополя, и свод светло-зеленый,

Размытый, мутный, в солнечной пыли,

И Куликовской битвой веют склоны

Могучей, победительной земли.

И тополя, как сдвинутые чаши,

Над нами сразу зазвенят сильней,

Как будто пьют за ликованье наше

На брачном пире тысячи гостей.

А в комнате опального поэта

Дежурят страх и муза в свой черед.

И ночь идет,

Которая не ведает рассвета.

4 марта 1936

В годы Великой Отечественной войны в поэзии А. выделяются патриотические стихи ("Клятва", "Мужество"). Мотивы кровного единства со страной звучат в лирических циклах "Луна в зените", "С самолёта". Вершина творчества А. - большая лирико-эпическая "Поэма без героя" (1940-62). Трагедийный сюжет самоубийства молодого поэта перекликается с темой надвигающегося крушения старого мира; поэма отличается богатством образного содержания, отточенностью слова, ритмики, звучания. Поэзия А. в целом характеризуется классической простотой и ясностью стиля, конкретностью и "вещностью" образного строя, высоким лиризмом, мелодичностью. А. принадлежат переводы из восточных, западноевропейских, еврейских, латышских поэтов. Её работы о творчестве А. С. Пушкина отмечены тонкостью анализа. Стихи А. переведены на многие языки.