Петропавловская церковь
Улочки Вайцеховского (прежде Вигелевская) и Цюрупы (прежде Сахаровская, потом Петропавловская) сходятся к улице Каляева (прежде: вторая Петропавловская) под острым углом, и трудно поверить, что на стесненном пространстве между ними мог поместиться церковный двор. И тем не менее это так: почти два века здесь стояла церковь. Сейчас никаких зримых примет ее на местности обнаружить невозможно, следы сохранились лишь в старых публикациях и архивных документах.
Официально церковь именовалась Крестовоздвиженской, но в обиходе употреблялось ее более раннее имя, по которому и улица Цюрупы прежде была Петропавловской. Соединение имен святых Петра и Павла в названии одного храма было делом привычным (Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге). Петр, чье имя означает на древнегреческом «камень», получил его за непоколебимость в христианской вере. Он - один из любимейших учеников (апостолов) Иисуса Христа. Фарисей Савл был ярым гонителем христиан, но сам Господь призвал его к апостольскому служению, и тот, принявший имя Павла, стал неутомимым проповедником новой религии. Превращение Савла в Павла с тех пор служит олицетворением быстрой смены человеком своих убеждений на диаметрально противоположные. Жизни Петра и Павла оборвались в Риме в 67 году.
Петропавловская церковь в Воронеже была построена в 1730 году и освящена 26 февраля 1731 года. Ее приход составляли казенные мастеровые суконной мануфактуры Максима Сергеевича Тулинова (1682 - после 1763), расселившиеся от Поповорыночной улицы (ныне улица Степана Разина) до Акатова монастыря. Первоначально церковь была деревянной, она находилась между усадьбами промышленников Сахаровых и Тулиновых, ближе к пересечению с теперешней улицей Каляева. В 1758 году сколотивший большое состояние фабрикант начинает строительство на свои средства каменной церкви немного выше прежней. Тулиновы на протяжении многих десятилетий жертвовали большие суммы на ремонт и благоустройство храма, который, по сути дела, стал для них родовым духовным очагом. В августе 1765 года св. епископ Тихон Задонский освятил церковь в честь апостолов Петра и Павла. Придел в трапезной предназначили Димитрию, митрополиту Ростовскому, незадолго перед тем канонизированному (вторично освящен 17 сентября 1805 года).
Из «Синодика купцов Елисеевых» видно, что в XVIII веке у Петропавловской церкви были похоронены купцы Глумовы, Титовы, Клочковы, Сахаровы. Здесь же, неподалеку от собственного жилья, находили вечный покой и сами Тулиновы: в октябре 1763 года - Ирина Борисовна, жена фабриканта Василия Максимовича; в сентябре 1771 года - ее невестка Елизавета Федоровна. А похороны молодого хозяина мануфактуры произвели впечатление на весь город: «1764 года мая 3 дня представися раб Божий воронежский купец и суконной фабрики содержатель Иван Васильев сын Тулинов и погребен сего ж мая 5 дня в день Преполовения Господня в приходе верховных апостолов Петра и Павла Преосвященным епископом Тихоном со всеми соборными и приходскими священниками, а жития его было от роду 31 год; гроб был покрыт голубым цветным штофом; крышка - малиновым глазетом; а на погребении было народу так много, что хотя в большом ходу столько и не возможно было одному человеку проминовать, чтобы не плакать о таких честных людях в г. Воронеже, нельз сказать, чтоб был кто с таким состоянием жил, как он, упокойник; а на который день он погребен, тот день и рождение его, да и того ж дня покойная матушка его Ирина Борисовна была именинница, а во гроб положен в голевом кофейном кафтане».
В 1801 году церковь сменила своего небесного покровителя. Богатый и набожный купец Семен Андреевич Аникеев преподнес храму крест, в котором находились частицы ризы и древа Креста Господня и мощей 86 святых угодников. Ради такого ценного дара церковь переосвятили в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, алтарь же Петра и Павла перенесли во второй придел и освятили 26 января 1802 года. Храм стал именоваться Крестовоздвиженским. Новая реликви завоевала уважение верующих: со всего города приглашали священников с чудотворным крестом для водосвятных молебствий.
Отмечаемый 14 (27) сентября праздник Воздвижения Креста Господня установлен в память его обретения императрицей Еленой в 326 году. По распятии Иисуса Христа крест был зарыт иудеями в землю. Во II веке при императоре Адриане на Голгофе воздвигли храм Венеры с целью посрамления христиан. Языческое капище разрушили по приказу Елены, и под ним обнаружили нетленный крест. Весть об обретении Животворящего Древа Господня привлекла многих христиан, желавших увидеть его воочию. Чтобы удовлетворить это желание, патриарх Макарий поднялся с крестом на возвышенное место и, воздвигая его вверх, показывал народу и осенял все страны света. Отсюда и наименование праздника Воздвижением (поднятие креста вверх), и обряд поклонения ему. Обряд свершается на всенощном бдении так: священник выносит из алтаря крест на амвон и то опускает его до земли, то возвышает, причем клир беспрерывно поет «Господи, помилуй!». Священное действо свершается четыре раза на все стороны света и означает освящение стран земли.
Спустя несколько лет после превращения церкви в Крествоздвиженскую, в 1805 году была построена трехъярусная 27-метровая колокольня. На протяжении XIX века интерьер храма неоднократно изменялся: подновлялся иконостас, переписывалась роспись стен, появлялись новые иконы. Шесть из них были написаны в 1876 году местным изографом М. И. Боковым (1828-1884). В 1897 году в здании появилось водяное отопление, около двух тысяч рублей на эти цели пожертвовал купец Митрофан Кабаргин (1837-1913), староста прихода. В конце позапрошлого века живший по соседству Кабаргин как бы подхватил эстафету благотворительности по отношению к Петропавловской церкви, выпавшую из рук угасшего рода Тулиновых. Похоже, и в 1832 году намечались какие-то ремонтные работы; по этому случаю архитектор Семен Соколов «снял с натуры» план и фасад существующей церкви, послуживший основой для позднейшей иллюстрации.
В 1893 году при храме было учреждено попечительство, оказывавшее материальную помощь малосостоятельным прихожанам за счет частных пожертвований. В 1895 году открылась одноклассная приходская школа, несколько лет спустя для нее было построено специальное помещение. Школьные расходы покрывал в основном все тот же Митрофан Кабаргин. В 1916 году занятия вели священник отец Феодосий Игнатов и учительница М. М. Львова.
Штат церкви состоял из трех человек. Сорок четыре года в ней прослужил (с 1792 года) протоиерей Петр Семенович Кутепов, пять лет - его сын Симеон. В 1805 году приход насчитывал 140 дворов, где проживали 525 душ мужского пола и 636 женского. С 1842 года вплоть до начала XX века у Петра и Павла утвердилась священническа династия Лукиных - Орловых. Более чем за семьдесят лет сменилось всего три человека: с 1842 по 1871 год служил протоиерей Иоанн Лукин (1808-1876), до 1893 года - зять его Александр Орлов (1831-1898), затем сын последнего Николай Орлов (1855-1910).
В 1906 году в приходе насчитывалось 68 дворов и около 400 человек здесь регулярно исповедывались и причащались. В 1911 году приход немного вырос: 85 домов, 450 прихожан. Здесь служили священник Феодосий Игнатов и псаломщик Михаил Кмита. Церковь по городским меркам была довольно бедной: она не имела в своем владении никаких построек, ни домов для причта, ни земли, а на жалованье священнику, дьякону и псаломщику шли банковские проценты с капитала в шестнадцать тысяч рублей. Храм окружала каменная ограда протяженностью более двухсот метров. От прежде обширного погоста в 1910-е годы налицо было только четыре могилы - тулиновского зятя фабриканта Филиппа Вигеля (1805-1877), священников Иоанна Лукина и Александра Орлова и генерала от инфантерии Павла Юнеева (1826-1907).
О самой Петропавловской церкви, памятнике архитектуры XVIII века, рассказывал в 1922 году искусствовед Юрий Успенский: «Церковь представляет из себя в плане сложный латинский крест, боковые части которого образуют низенькие пристройки с портиками классического характера, быть может, несколько поздней обработки. Интересен главный неф церкви обычного для Воронежа характера: на большом четверике стоит стройный восьмерик, покрытый выгнутой, барочного типа, крышей. На крыше стоит изящный восьмериковый барабан, отделанный по углам пилястрами с небольшими выгнутыми волютами; барабан увенчан стройной главкой. Алтарна пристройка пятигранного типа также увенчана маленькой главкой. Маленькая главка имеется и на трапезной, и эти две главки вместе с большой главой главного нефа, расположенные в одну линию, являют традиционное малороссийское трехглавие и свидетельствуют о том, что и во второй половине XVIII века малороссийские влияни не потеряли своей силы в Воронеже.
Главной особенностью храма являются наличники его окон. Сложный, замысловатый рисунок широких наличников, очевидно, свидетельствует о намерении зодчего придать особую выразительность оконным пятнам».
В революционные бури власть нашла время, чтобы учесть драгоценные металлы в чужих карманах. В конце 1918 года священник Феодосий Игнатов составил подробнейшую опись по своему храму, включив не только всю утварь, но и указав вес риз каждой из 28 икон. Шесть наиболее значимых икон содержали в окладе 107 фунтов 6 золотников серебра. Значилось в перечне и Евангелие, окованное в серебро, вес его (с бумагой) равнялся 24 фунтам. В 1921-1922 годах значительна часть ценностей была изъята под маркой помощи голодающим крестьянам Поволжья.
Все эти события оказались не концом, а лишь началом тяжелых испытаний. В конце 1920-х годов храмы в Воронеже закрывали один за другим. Летом 1929 года пошли слухи об изъятии у верующих Петропавловской церкви. Священник Василий Сребрянский решил направить в органы власти петицию от своих прихожан с просьбой не трогать общину и не лишать ее молитвенного здания. Он обошел большинство домов в округе и собрал сотни подписей в поддержку ходатайства. Не знаю, каково пришлось «подписантам», но батюшку Василия весь август 1929 года таскали на допросы, хорошо хоть, не в ОГПУ, а в милицию, но обвиняли-то все равно в контрреволюции.
Церковь все же один год продержалась; ее закрыли по решению облисполкома в январе 1931 года и передали под «культпросветнадобности»: для школы фабрично-заводского ученичества маслозавода. Наверное, не очень уютно чувствовали себя юные «фабзайчата» в громадном промерзшем храме. Продержались они тут все тридцатые годы или церковь перешла еще в одни руки - не знаю. В годы Великой Отечественной войны постройка была сильно повреждена, и хотя с 1944 года в ней находились жилые квартиры, в конце 1950-х годов ее снесли. На этом месте вырос пятиэтажный жилой дом по улице Цюрупы напротив воинской части; часть его занята служебными помещениями.
Александр Акиньшин