Покровский собор, Воронеж

Отправной точкой повествования о храмах города Воронежа станет бывшая Мясная гора, последнее название которой — Советская площадь. Внимание на ней привлекают недавно достроенный академический театр драмы имени Алексея Кольцова и Покровский кафедральный собор.

Впрочем, о соборе речь идет немногим более полувека, а прежде это была обычная приходска церковь. Расположенная на высоком холме, далеко видимая с левобережья, церковь до революции считалась образцом классицизма и одной из красивейших построек в городе. Она посвящена празднику Покрова Пресвятой Богородицы, отмечаемому 1 (14) октября. Этот день стал торжественным в память видения святым Андреем и учеником его Епифанием во Влахернском храме (что в Константинополе) Божией Матери, осенявшей молившийся народ своим покрывалом - покровом.

Сама Пресвятая Дева являлась в русской православной традиции небесной покровительницей и заступницей Российского государства. Праздник Покрова был установлен на

Руси примерно в XII веке и со временем превратился в великий и особо чтимый народом. В Воронежской епархии было более сотни Покровских храмов.

Многие каменные церкви, отстроенные в Воронеже в XVIII-XIX веках, поставлены на месте деревянных. Не исключение и Покровская. Как существующая она упомянута в 1615 году в Дозорной книге Григория Киреевского: «Слобода Беломестных атаманов и казаков, а в слободе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, древяна, клецки, с папертью, а в церкви образы и колокола и всякое церковное строение приходских людей. И служат у тое церкви попы: во дворе поп Григорий Степанов, во дворе поп Иван Федоров, во дворе проскурница Ульяна, да две кельи нищих, питаются от церкви Божия». Определение «новая» применительно к ней не употреблено, так что ее строительство можно датировать началом XVII века.

Название пригородной слободы - Белое место - означало, что населявшие ее служилые люди были освобождены от уплаты налогов в казну. В «Переписной книге Воронежского уезда» 1646 года храм отмечен вновь: «Церковь во имя Покрова пресвятые Богородицы в отоманской и в казачьей беломестной слободе, во дворе поп Григорей, во дворе поп Емельян». Возможно, это тот же священник Григорий Степанов, упомянутый тридцатью годами ранее. В 1676 году в приходе Покровской церкви состояло 98 дворов — здесь жили беломестные казаки, атаманы, бобыли и посадские. В 1689 году священник Козьма Яковлев добился возвращения церковных земель, незаконно присвоенных Успенским монастырем в 1637 году.

Прежняя деревянная церковь пришла в ветхость, и в 1700 году святитель Митрофан дал благословенную грамоту на построение нового храма, подлинник которой в начале XX века хранился в Покровской церкви в деревянной за стеклом раме, подвешенной к средней левой колонне трапезной. Текст ее трижды публиковался до революции. Грамота столь значима дл истории Покровского храма, что мы воспроизводим ее текст полностью по одной из предшествующих публикаций в «Воронежской старине».

«Божиею Милостию мы Преосвященный Митрофан Еп(ископ) Воронежский. В нынешнем 1700-м году сентября в 5 числе нам преосвященному епископу, били челом гор(ода) Воронежа, с посаду Беломестныя слободы, Покровский поп Козма да приходские люди: Поликарп Севастьянов, Федот Тозлуков, Дементий Клочков, Федор Осминин, Павел Аксенов, Семен Фролов, Яков Кувакин, Оксен Миронов, Ефим Кутуков, Леонтий Белобородов, Яков Сукочего, Иван Дубровин, Филат Мосалов, Константин Зубков и все той церкви прихожане; а в челобитной их написано: «в прошлых-де годех построена у них церковь Божия Покров Пресвятые Богородицы издавна, и та церковь Божия обветшала; и ныне все они поп Козма и приходские люди обещались построить вновь церковь Божию во имя Покрова ж Пресвятыя Богородицы, да в приделе Воздвиженья Честнаго Креста Господня, и на то церковное строенье лес ронить без нашего благословения они поп Козма и прихоцкие люди не смеют. И нам преосвященному епископу пожаловать бы их попа Козму и прихоцких людей велеть им на то церковное строение и лес ронить и строить церковь Божию, и о том дать нашу, преосвященного епископа, грамоту. И мы, преосвященный Митрофан, епископ Воронежский, того челобитья слушав, пожаловал их попа Козму и прихоцких людей Поликарпа Севастьянова с товарищи, благословил им строить церковь Божию вновь во имя Покрова Богородицы, да в приделе Воздвиженья Честнаго и Животворящаго Креста Господня, и на церковное строенье лес ронить невозбранно; а строить им ту церковь Божию по подобию: алтарь построить круглый и пространный, чтоб священнику мочно было около престола между богородичного иконою с каждением обходить, а богородичную икону на престол и близ престола не ставить, поставить ее позади престола к алтарной стене для того, чтоб на престоле срачица, литон и антиминс от свещей и от искр падающих не горело; и в алтарь построити три двери: царския, южныя и северныя; и на церкви Божия на приделе построить верхи единоглавые, как и на прочих деревянных церквах, а шатровых отнюдь не строить. И в церковь Божию местные иконы поставляти по чину, по правую сторону царских дверей в начале поставить образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии, а подле Спасова образа поставить образ настоящей святого храма того во имя Покрова Пресв(ятой) Богородицы и прочие святые образы поставляти по чину, да в приделе Воздвиженья Честнаго Креста Господня во алтаре и царския и входныя двери, и поставляти святые образа так же, как и в настоящей церкви. А как та церковь Божия построится и совсем совершится, и мы освятим и антиминс к освящению выдать укажем. Писан на Воронеже, в нашем епископлем доме, лето 1700 сент(ября) в день. К сей благословенной грамоте наша, преосвященного Митрофана еп(ископа) Воронежского печать приложена».

Вторая деревянная церковь простояла недолго и в 1736 году была перестроена в каменную. В 1748 году был освящен придел во имя Сретения Господня, после возобновления молитвован вторично в 1779 году. Историки архитектуры давно уже обратили внимание на то, что ныне существующий Покровский храм был создан не в один прием. Наиболее древней являетс трапезная (помещение, соединяющее колокольню с храмовой частью). Весь ее цоколь почти по самые окна врос в землю. Это все, что осталось от первой каменной церкви.

Невысокая тесная трехъярусная колокольня появилась в 1791-1792 годах; одним из ее строителей был каменных дел мастер Михаил Спиридонович Турчанинов. На звоннице не было огромных колоколов, самый большой из них, доставленный из Москвы, весил 181 пуд 5 фунтов (чуть меньше трех тонн). В конце XVIII века в церкви появился второй придел, во имя иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», он освящен епископом Мефодием (Смирновым) 11 февраля 1796 года.

Сохранились подробные сведения о служившем в храме причте. В 1782 году настоятелем был Феодор Иванович Прибытков (1750-1789), ему сослуживали священник Иоанн Иванович Орловский, диакон Феодор Миронович Тычинин, дьячок Иоанн Макарович Макаров, пономари Иаков Семенович Красногорский да Игнатий Анисимович Богомолов. По смерти протопопа Прибыткова, в 1789 году началось многолетнее служение в храме Евфимия Васильевича Базилиева (1762-1842). По Клировой ведомости 1805 года штат церкви возрос. Настоятелем был Е.В. Базилиев, с ним служили священник Петр Яковлевич Баженов, диакон Михаил Герасимович Бунин, дьячки Роман Григорьевич Попов и Петр Прохорович Абрамов, пономари Андрей Ананьевич Яковлев и Илия Михайлович Назаревский. В приходе состояло 250 дворов, где проживали 845 душ мужского пола и 950 душ женского пола. В 1814-1820 годах диаконом являлс Спиридон Ильич Шимкевич. Прежде он служил в Могилеве, но в 1812 году, спасаясь от наполеоновского нашествия, покинул родное гнездо. Сын его Федор, в будущем известный ученый-лингвист, в это время только учился в Воронежской духовной семинарии.

Помимо службы в храме у священников Покровской церкви было немало других пастырских обязанностей. Протоиерей Евфимий Базилиев с 1797 года «несет публичную службу в военном лазарете, исполняя все требы, касающиеся до оного». Позднее священник Василий Успенский преподавал Закон Божий в губернской гимназии, в течение двух лет безвозмездно обучал впервые введенному в гимназии греческому языку, с 1822 по 1831 год состоял «увещевателем» в губернской палате уголовного суда. В 1822 году к Покровской церкви приписана открытая с разрешения Святейшего Синода домовая церковь во имя Воскресения Христова в Дворянском собрании. «В воскресные, праздничные и постные дни» в ней служили Е. Базилиев и В. Успенский с причетниками, получая за труды по 400 рублей в год.

В 1823 году верующие избрали из своей среды доверенных лиц - коллежского советника Степана Михайловича Петрова и купца Ивана Григорьевича Мелентьева - для организации работ по перестройке церкви. Петров и Мелентьев подали прошение епископу Епифанию (Канивецкому): «Прихожане Покровской церкви вознамерились по тесноте храма сего увеличить и распространить его с довлеемым украшением живописи — так же со временем и настоящую церковь». Придел они намеревались сделать длиною в 13 и шириною до 21 аршина (9 на 14,7 метра), не прерывая богослужения и в храме, и в приделе. Прихожане просили благословения на выдачу «сборной книги» купцу Ивану Федоровичу Вяхиреву.

Для благоустройства церкви в Приказе общественного призрения имелись более 16 тысячи рублей, завещанных купцом Минаем Герасимовым. Приход просил «господина архитектора Тимофея Сергеевича Кондратьева как прихожанина руководствовать в окончании сего дела». 19 июня 1823 года епископ Епифаний утвердил «план и фасад распространения теплой церкви», составленный, надо полагать, архитектором Т.С. Кондратьевым (1782 - между 1831 и 1837). Работы по расширению придела были проведены в 1823—1824 годах. Иконы для придела были написаны «живописцем Ильей Мартиновым».

Вскоре назрела необходимость в перестройке главного храма, и архиереем была выдана нова храмозданная грамота: «Божиею Милостию смиренный Антоний Арх[иепископ] Воронежский] и Задонский. Паствы мерности нашея гор [ода] Воронежа Покровской церкви свящ[енник] Василий Успенский и прихожане: коллеж[ский] совет[ник] и кавалер Петр Сарычев, коллежский асес[сор] Иван Лавров и купцы: церковный староста Логгин Шашков, Григорий Мелентьев и Ник[ита] Вяхирев в поданном нам прошении, изъявляя желание свое и всех тое церкви прихожан вместо показанного каменного здания церкви, сделавшейся по многолюдству невместительной, построить вновь каменным же зданием также во имя Покрова Божией Матери в соответственном приходу пространстве, просили они у нас на то благословения. По власти же от Бога нам данной мерность, похваляя их усердие и соизволяя их намерение, так как препятствий не открылось, преподаем им пастырское благословение в испрашиваемой помощи Вседержителевой вступить в начинание сие, с тем, чтобы храм оный по сделанному архитектором плану и фасаду, Строительным Комитетом М.В.Д. одобренному, Высочайшего Государя Императора рассмотрения 3 марта 1833 года удостоенному и нами подписанному, непременно от сего времени в течении 5 лет всем нужным и пристойным снабжен, алтарем на восток по обычаю Восточной Греко-Российской церкви и алтарь тот был бы не темный, престол вышиною в 1 аршин 6 вершков и со доскою, а шириною и длиною по мере алтаря, под наблюдением благочинного, для чего по чиноположению строение оного храма на том же месте обложить дозволить местному благочинному кафедральному ключарю прот[оиерею] Михаилу Скрябину. Дана сия грамота мая по 2 день 1833 года».

Автором проекта храмовой части мог быть губернский архитектор Иван Андреевич Блицын (1781—после 1841). Известно, что по его проекту в это время строилась Всесвятская церковь, а ее архитектура имеет много общих черт с оформлением купола Покровской церкви. Вчерне работы были завершены в 1835 году, но отделка затянулась до 1841 года, и церковь освящена 14 июля 1841 года архиепископом Антонием. Храмовая часть с ионическим портиком и широким барабаном главного нефа придает Покровской церкви величественный вид.

В 1839 году малороссиянином Кузьмой Сафоновым производилось «поновление двух иконостасов и всех икон церкви». Подряд на изготовление новых иконостасов был взят мещанином Дмитрием Федоровичем Медведевым, в 1840—1841 годах ему выплачено полторы тысячи рублей. Одним из живописцев, «писавших хоругви и поновлявших иконы», был Дмитрий Курепин. В 1847 и 1848 годах освящены теплые приделы во имя Сретения Господня и во имя Знамения Пресвятой Богородицы, устроенные в трапезной купцом С.П. Евфимовым и «тщанием прихожан». Иконостасы в приделах ставил подрядчик Киприян Яковлев.

В ночь на 24 мая 1870 года из Покровской церкви «через алтарную дверь посредством сняти замков» похищен запертый железный сундук с казначейскими билетами на сумму две тысячи рублей, две столовые серебряные ложки, и сто рублей денег. Полиции так и не удалось обнаружить похитителя.

При очередном ремонте в 1872 году «усилиями церковного старосты В.О. Ухина» возобновлены в трапезной оба придела, а иконостасы главного храма и приделов были покрыты червонным золотом. В последний раз церковь была освящена после очередного ремонта 25 сентября 1893 года викарным епископом Владимиром (Соколовским). В дореволюционном описании собора из ценных в художественном или историческом плане вещей упоминался лишь серебряный ковш, пожалованный в свое время императрицей Анной Иоанновной кому-то из донских казаков.

На церковной земле стояли когда-то деревянный флигель, где жил псаломщик, и каменна караулка. В архитектурном отношении интересен дом священников, построенный по «образцовому» (типовому) проекту в начале XIX столетия. В 1893 году на средства попечительницы Надежды Егоровны Поповой была открыта приходская школа для девочек. Одним из направлений деятельности религиозной общины традиционно являлась благотворительность. При Покровской церкви существовала каменная богадельня, пожертвованная в 1867 году купцом В.О. Ухиным (впервые богадельня на шесть человек упоминается в 1829 году). Там находили приют нищие и одинокие женщины.

В ограде располагалось небольшое кладбище, где были погребены священники -Григорий Григорьев (f 1770), протоиерей Иоанн Авсенев (1804-1892), прослуживший в храме почти полвека, и Николай Егоров (1860-1904). Здесь же покоились многолетние церковные старосты Логгин Кириллович Шашков (1779-1858) и Василий Онуфриевич Ухин (1877), благотворитель купец Сергей Петрович Евфимов (1784—1850), купчиха Татьяна Родионовна Панина (1759). Сейчас за алтарем уцелела лишь могила митрополита Воронежского и Липецкого Иосифа (1871-1961).

В 1904 году Покровский храм насчитывал в своем приходе 1282 человека. На содержание причта шли проценты с пожертвованного капитала в восемь с лишним тысяч рублей и арендная плата за 54 десятины земли. Штат церкви состоял из двух священников, одного диакона, двух псаломщиков. В канун революции здесь несли службу протоиерей Александр Княжев и Димитрий Митрофанов, диакон Феодор Мануйлов, псаломщики Тихон Курбатов и Феодор Григорьевский, просфорней - вдова диакона Людмила Никонова.

Революция нарушила привычный ритм жизни. Для церкви настала суровая пора испытаний, когда главным было уцелеть и выжить. В 1921 году прошел сбор средств в фонд голодающего Поволжья, сдали свои ценности и от Покрова (акты об изъятии подписали священники Иоанн Путилин и Павел Смирнский). В 1923 году в Покровской церкви утвердились обновленцы. Вновь зарегистрированную общину возглавил протоиерей Василий Иванович Ижогин. В числе прихожан в 1925 году упоминается живший в одном из домов в церковной ограде Павел Владимирович Менглет — отец известного актера, уроженца Воронежа Георгия Павловича Менглета (1912-2001).

В 1926 году священники Петр Иванович Новосельцев (1883 - после 1932), Павел Николаевич Пашин и Павел Васильевич Смирнский (1873-1937) активно поддержали архиепископа Петра (Зверева) в его борьбе с церковным расколом. Оба они были репрессированы, а Павел Смирнский в 1937 году расстрелян. Василий Ижогин принес покаяние, но потом вновь вернулся к обновленчеству. Известно, что в октябре 1927 года церковь перешла в руки григорианцев: «автокефалисты безнаказанно силою ворвались в Покровский храм, взломали царские врата в алтаре, изгнали православный причт и в скорбь и слезы повергли тысячи покровских прихожан, лишив их возможности удовлетворять свои потребности». В 1927-1932 годах Покровская церковь являлась кафедральным собором григорианцев. В 1928 году григорианский раскол возглавлял Виссарион (Зорин) с титулом архиепископа Воронежского и Задонского. Настоятелем храма был протоиерей Алексий Попов, прежде служивший в церкви Покровского монастыря. В 1930-1931 годах григорианскую епархию возглавлял епископ Иероним (Борецкий), числившийся заместителем митрополита ЦЧО Виссариона.

В Покровском храме служили до мая 1932 года, когда облисполком принял решение об изъятии здания у общины и передаче его под Дом обороны. Потом ситуация поменялась, и в церкви расположился выделившийся из Краеведческого Антирелигиозный музей. Большего глумления над религиозными чувствами верующих трудно было придумать! Многие воронежцы, в свои пионерские годы совершавшие туда походы, помнят закрепленный под куполом маятник Фуко.

В 1942 году Антирелигиозный музей был эвакуирован, а по возвращении вновь слился с краеведческим. В январе 1943 года Воронеж был освобожден от фашистов и на какое-то врем возле церкви развернули выставку трофейной техники. Само здание было повреждено при бомбежках и артобстрелах, сгорело покрытие купола, крыша и стропила на трапезной, были обрушены карнизы, сбиты кресты. Тем не менее вернувшиеся в разрушенный город воронежцы быстро приспособили церковь под жилье, разместившись даже в узком пространстве колокольни.

В 1943 году здание оставалось за Краеведческим музеем. Восстанавливали его по проекту архитектора Бориса Николаевича Зотова (1896-1963). В августе 1945 года возникла так называемая «двадцатка» во главе с Михаилом Павловичем Вдовиным и Федором Тихоновичем Хреновым, которые стали стучаться во все двери с ходатайствами о возвращении храма верующим. Дважды эти ходатайства поддерживал своими обращениями патриарх Алексий I (Симанский). 2 марта 1948 года Совет по делам Русской Православной Церкви принял решение: «Удовлетворить ходатайство верующих об открытии Покровской церкви в городе Воронеж и предложить уполномоченному Совета при Воронежском облисполкоме зарегистрировать общину и оформить передачу ей здания церкви и культового имущества». 10 мая 1948 года было принято решение открыть Покровскую церковь для верующих, 26 мая здание передали православной общине. Настоятелем храма стал протоиерей Василий Капитонович Казьмин.

14 октября 1948 года при огромном стечении народа епископ Иосиф (Орехов) освятил Знаменский придел в трапезной. Покровская церковь стала кафедральным собором. На церковном дворе были восстановлены два купленных дома, один из них стал резиденцией архиерея. 7 октября 1951 года после ремонта собор освящен полностью архиепископом Иосифом в сослужении 14 священников. В храме к этому времени служили священники Димитрий Богоявленский, Константин Бучиловский, Матвей Раевский, Семен Бобкин, протодиаконы Иоанн Земсков и Иоанн Коровин. 23 ноября 1952 года в храме освящен придел во имя святителя Тихона Задонского. Капитальный ремонт и обновление собора осуществлены в 1961—1962 годах при епископе Сергии (Петрове). В 1960-1975 годах настоятелем и одновременно секретарем Епархиального управления являлся протоиерей Михаил Орфеев. В 1963 году началась священническая служба Аверкия Иосифовича Осадчего, с 1968 года он был ключарем собора. В 1980-1986 годах настоятелем собора был игумен Даниил (Пацкан;1940-1998), в 1986-1989 годах -игумен Алипий (Погребняк).

В конце октября 1975 года в соборе происходило отпевание епископа Воронежского и Липецкого Платона (Лобанкова). В июне и июле главе Воронежской епархии епископу Ювеналию (Тарасову) во время Божественной литургии в кафедральном соборе сослуживали епископ Пензенский и Саранский Мельхиседек (Лебедев) и епископ Тихвинский Мелитон (Соловьев). 13 августа 1979 года совместно с Ювеналием в соборе служил митрополит Тетрацкаройский Зиновий. С конца 1970-х годов жизнь храма стала довольно беспокойной. В тихий переулок Бехтерева вторглось строительство театра. Ограждение рабочей площадки вплотную приблизилось к церковному двору. Были снесены резиденция и канцелярия епископа, нависла угроза над жилым домом священников.

6 мая 1982 года в Покровском кафедральном соборе торжественно праздновалось трехсотлетие Воронежской епархии. На торжества приезжал митрополит Одесский и Херсонский Сергий (Петров), прежде возглавлявший Воронежскую епархию. Он служил совместно с епископом Ювеналием.

Возможность обустройства церковной территории появилась с конца 1980-х годов. На усадьбе выросли крестильный храм во имя Иоанна Предтечи, воскресная школа, ризница, просфорня, на обрыве к Поднабережной - епархиальное управление. При церкви собираются члены православного братства во имя святителей Митрофана и Тихона. Кстати, именно в честь этих воронежских епископов, устроителей местной церковной жизни, в соборе недавно появились новые приделы взамен прежних, утраченных. Регентом архиерейского хора Покровского собора с 1976 года по январь 2002 года состоял заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения Василий Дмитриевич Чернышев. Хор под его руководством приобрел широкую известность за стенами храма. Одним из первых среди церковных регентов В.Д. Чернышев удостоен столь высоких регалий.

17 сентября 1989 года в Покровский собор были торжественно переданы мощи святител Митрофана, на протяжении шестидесяти атеистических лет хранившиеся в Воронежском областном краеведческом музее. Эта дата внесена в церковный календарь как второе обретение мощей воронежского первосвятителя. Поклониться мощам верующие идут теперь в кафедральный собор.

Настоятелем Покровского собора в 1989-1994 годах состоял архимандрит, затем епископ Задонский Никон (Миронов), викарий Воронежской епархии. С марта 1994 по май 2003 года храм был под попечением протоиерея Василия Зализняка. В январе 1998 года вышел первый номер приходской газеты «Церковное слово» — это первая приходская газета в Воронеже. 14 и 15 ноября 1998 года в кафедральном соборе необыкновенно торжественно и благолепно проходили службы с участием Патриарха Алексия II, здесь предстоятель Русской Православной Церкви поклонился мощам первого воронежского епископа. От Покровского собора крестный ход во главе с Патриархом Алексием II направился к месту строительство Благовещенского собора, которому суждено стать новым кафедральным собором и принять к себе мощи святител Митрофана.

В июне 2003 года настоятелем кафедрального собора назначен игумен Андрей (Тарасов), одновременно являющийся секретарем епархиального управления. 26 мая 2003 года после торжественного богослужения прихожане проводили к месту , нового служения митрополита Астанайского и Алма-Атинского Мефодия (Немцова), возглавлявшего Воронежскую епархию в течение 21 года. Несколько дней спустя, 30 мая, здесь же состоялась встреча нового воронежского архиерея, митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия (Фомина).

Службу в кафедральном соборе ведет ныне обширный штат - протоиереи Сергий Шалатонов (ключарь) и Василий Володько, священники Борис Белоглазов, Алексий Калинин, Роман Танцюра, Сергий Дорофеев, Димитрий Бондаренко, протодиаконы Георгий Наумов и Александр Палий, диаконы Константин Баязов, Виталий Богданов и Всеволод Зализняк. Звоном колоколов будоражит окрестности Сергей Жабров. Дел у клира много и в стенах собора, открытого для прихожан целый день, и за его пределами. Воронежцы без боязни идут теперь в храм, по их просьбам совершаются крещение, венчание, отпевание, прочие таинства и обряды. Проводится все это и в других церквях, но в кафедральном соборе службы выглядят величественнее.

Нынешний Покровский собор находится в центре духовной жизни епархии. Праздничные богослужения совершает Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский.

Александр Акиньшин

Афиша Воронежа

сегодня, 21 ноября

 
 
 
Еще сегодня в Воронеже
Еретик билеты
Субстанция билеты
Мой любимый двортерьер билеты
Супер-Санта билеты
Граф Монте-Кристо билеты
Ходячий замок билеты
Декодер. Игра гения билеты
Анора билеты
Новый год в Березовке билеты
Великая билеты
Сверчкеты билеты
Возвращение попугая Кеши билеты
УничтоЖанна билеты
Таро билеты
Реплика билеты
Пожиратель грехов билеты
Хищные земли билеты
Оглянись билеты
Поймай собаку, если сможешь билеты
Воплощение билеты
Втроем билеты
Эра билеты
Мамино письмо билеты
Непробиваемые билеты
Реинкарнация. Возвращение ведьмы билеты