Улица и переулок Красных партизан

Улицы Воронежа / Улица и переулок Красных партизан

Улица и переулок Красных партизан

Современная улица Красных партизан перед 1918 годом состояла из двух независимых улиц: Старо-Гуменной и Савиновской.

Савиновской именовали нижнюю часть улицы; это название происходило от фамилии домовладельца. Наименование верхнего, основного участка -«Старо-Гуменная» - рассказывало о давнем быте горожан.

Гумны - места, где складывали скирды хлеба, - находились в районе современных улиц Крупской, Мало-Стрелецкой, Сазонова. Жилая слободка, сложившаяся здесь в XVIII веке, тоже получила название «Гумны». По слободке стали называть и улицы, возникшие в том же столетии. На планах города начала XIX века Мало-Стрелецкая подписана как «Гуменская», Сазонова - «Гуменской переулок». Позже эти два наименования отпали. Топоним «Гуменная» стали употреблять по отношению к нынешней улице Красных партизан, которая образовалась в первой половине XIX века рядом со старыми кварталами слободки. Со временем Гуменную стали именовать еще и Старо-Гуменной для отличия от соседней Ново-Гуменной. Бытовали и такие названия: Гумнище, Старая и Новая Гумницкие улицы.

Вплоть до революции 1917 года район Гумнища представлял собой беднейшую окраину города. Жалкие мазанки и плетневые жилища с соломенными крышами; такой же убогий быт, лишенный самых ничтожных удобств, - все это роднило здешние улицы с деревенской местностью. Вот почему городской Совет, избранный в 1918 году, начал показательное переустройство города именно с Гумнища.

В гулком 1918 году Старо-Гуменную и Савиновскую объединили в одну улицу, дали ей название, посвященное бедному населению: «улица Бедноты». Ее решили превратить в образцовую окраинную улицу, первую в Воронеже. Осенью посадили деревья, проложили водопровод, засыпали овраг, на неровной обрывистой местности устроили зигзагообразный спуск, соединивший верхнюю часть улицы с нижней и со Стрелецким логом - тем самым открыли важный путь к базару на Большую Стрелецкую. При прокладке новой дороги пришлось снести два дома, а несколько строений, оказавшихся на краю обрыва, - перевезти на катках («американским способом») на участки с более надежным грунтом. Лучшие технические силы города возводили на улице железобетонные и кирпичные подпорные стены, сохранившиеся до сих пор. Работами руководил инженер Л. Р. Регамэ. По воспоминаниям старожилов, посреди небольшой площади, расположенной перед началом спуска, поставили трибуну.

Воронежская газета «Известия» писала: «В этой новой улице символ наших будущих достижений. В ней торжество нашей победы. В ней наша радость. «Мы новый мир построим», - пели вымученные упорной и тяжелой борьбой наши предки. Мы же начали строить этот радостный мир. Одной из первых наших побед является «улицы Бедноты»... Вперед же, к новым «улицам Бедноты!».

8 ноября 1918 года «Известия» анонсировали торжественное открытие улицы Бедноты, приуроченное к первой годовщине Октябрьской революции и назначенное на 10 ноября. «Все Профессиональные Союзы и другие рабочие организации приглашаются в этот день к 10 часам утра со своими знаменами прибыть к зданию Горсовета (ул. 11 Мая), откуда объединенная процессия направится на место открытия улицы», - гласило газетное объявление. Правда, десятого числа пришлось сделать скидку на трудное время и перенести торжества на неделю...

С годами «бедняцкое» название уже казалось устаревшим. В первой половине 1930-х годов улице дали нынешнее имя. Оно посвящено партизанам, которые воевали на стороне Красной Армии во время иностранной интервенции и Гражданской войны. В Воронеже существовала особая организация ветеранов, в тридцатые годы действовал «штаб красных партизан». По воспоминаниям старожилов, несколько бывших партизан жили именно на этой улице.

В истории улицы больше не было таких ярких событий, как в 1918 году. Но своеобразный извилистый спуск и поныне напоминает о том, как настойчиво воронежцы пытались пробить дорогу «в радостный мир»...

В верхнем окончании улицы Красных партизан, возле Красноармейской улицы, уцелели промышленные постройки конца XIX века. Одна из них - бывший маслобойный завод, сооруженный на усадебном участке инженер-технолога Сергея Васильевича Ключарева в 1898-1899 годах. Официально производством ведало «Воронежское товарищество маслобойного и лакового заводов», директором-распорядителем которого был назначен С. В. Ключарев. В обиходе употреблялось упрощенное название «завод Ключарева»; назывался Ключаревским и один из переулков около завода. Заводское здание сохранилось в перестроенном виде, занято цехом мебельного комбината (д. № 31).

На другой стороне стоит еще одно старое здание, длинный фасад которого тянется по Красноармейской. Стены первого этажа сохранились с конца XIX - начала XX века. В 1880-е годы здесь была маслобойня купцов Капканщиковых. После них, в конце XIX века, предприятием владел купец М. П. Миндрин. В начале XX века эта усадьба принадлежала двум родственникам, купцам С. В. Типцеву и В. М. Шведченко, которые приспособили ее для склада своего товара, но ничего не производили. Ныне здание представляет собой один из цехов концерна «Энергия».

Переулок Красных партизан - «спутник» улицы, появившийся в 1920-х годах. Поначалу именовался переулком Бедноты.

И улица, и переулок относятся к Ленинскому району, проходят вблизи бывшей границы города и слободы Чижовки.