Улица и переулок Красных партизан

Улицы Воронежа / Улица и переулок Красных партизан

Улица и переулок Красных партизан

Современная улица Красных партизан перед 1918 годом состояла из двух независимых улиц: Старо-Гуменной и Савиновской.

Савиновской именовали нижнюю часть улицы; это название происходило от фамилии домовладельца. Наименование верхнего, основного участка -«Старо-Гуменная» - рассказывало о давнем быте горожан.

Гумны - места, где складывали скирды хлеба, - находились в районе современных улиц Крупской, Мало-Стрелецкой, Сазонова. Жилая слободка, сложившаяся здесь в XVIII веке, тоже получила название «Гумны». По слободке стали называть и улицы, возникшие в том же столетии. На планах города начала XIX века Мало-Стрелецкая подписана как «Гуменская», Сазонова - «Гуменской переулок». Позже эти два наименования отпали. Топоним «Гуменная» стали употреблять по отношению к нынешней улице Красных партизан, которая образовалась в первой половине XIX века рядом со старыми кварталами слободки. Со временем Гуменную стали именовать еще и Старо-Гуменной для отличия от соседней Ново-Гуменной. Бытовали и такие названия: Гумнище, Старая и Новая Гумницкие улицы.

Вплоть до революции 1917 года район Гумнища представлял собой беднейшую окраину города. Жалкие мазанки и плетневые жилища с соломенными крышами; такой же убогий быт, лишенный самых ничтожных удобств, - все это роднило здешние улицы с деревенской местностью. Вот почему городской Совет, избранный в 1918 году, начал показательное переустройство города именно с Гумнища.

В гулком 1918 году Старо-Гуменную и Савиновскую объединили в одну улицу, дали ей название, посвященное бедному населению: «улица Бедноты». Ее решили превратить в образцовую окраинную улицу, первую в Воронеже. Осенью посадили деревья, проложили водопровод, засыпали овраг, на неровной обрывистой местности устроили зигзагообразный спуск, соединивший верхнюю часть улицы с нижней и со Стрелецким логом - тем самым открыли важный путь к базару на Большую Стрелецкую. При прокладке новой дороги пришлось снести два дома, а несколько строений, оказавшихся на краю обрыва, - перевезти на катках («американским способом») на участки с более надежным грунтом. Лучшие технические силы города возводили на улице железобетонные и кирпичные подпорные стены, сохранившиеся до сих пор. Работами руководил инженер Л. Р. Регамэ. По воспоминаниям старожилов, посреди небольшой площади, расположенной перед началом спуска, поставили трибуну.

Воронежская газета «Известия» писала: «В этой новой улице символ наших будущих достижений. В ней торжество нашей победы. В ней наша радость. «Мы новый мир построим», - пели вымученные упорной и тяжелой борьбой наши предки. Мы же начали строить этот радостный мир. Одной из первых наших побед является «улицы Бедноты»... Вперед же, к новым «улицам Бедноты!».

8 ноября 1918 года «Известия» анонсировали торжественное открытие улицы Бедноты, приуроченное к первой годовщине Октябрьской революции и назначенное на 10 ноября. «Все Профессиональные Союзы и другие рабочие организации приглашаются в этот день к 10 часам утра со своими знаменами прибыть к зданию Горсовета (ул. 11 Мая), откуда объединенная процессия направится на место открытия улицы», - гласило газетное объявление. Правда, десятого числа пришлось сделать скидку на трудное время и перенести торжества на неделю...

С годами «бедняцкое» название уже казалось устаревшим. В первой половине 1930-х годов улице дали нынешнее имя. Оно посвящено партизанам, которые воевали на стороне Красной Армии во время иностранной интервенции и Гражданской войны. В Воронеже существовала особая организация ветеранов, в тридцатые годы действовал «штаб красных партизан». По воспоминаниям старожилов, несколько бывших партизан жили именно на этой улице.

В истории улицы больше не было таких ярких событий, как в 1918 году. Но своеобразный извилистый спуск и поныне напоминает о том, как настойчиво воронежцы пытались пробить дорогу «в радостный мир»...

В верхнем окончании улицы Красных партизан, возле Красноармейской улицы, уцелели промышленные постройки конца XIX века. Одна из них - бывший маслобойный завод, сооруженный на усадебном участке инженер-технолога Сергея Васильевича Ключарева в 1898-1899 годах. Официально производством ведало «Воронежское товарищество маслобойного и лакового заводов», директором-распорядителем которого был назначен С. В. Ключарев. В обиходе употреблялось упрощенное название «завод Ключарева»; назывался Ключаревским и один из переулков около завода. Заводское здание сохранилось в перестроенном виде, занято цехом мебельного комбината (д. № 31).

На другой стороне стоит еще одно старое здание, длинный фасад которого тянется по Красноармейской. Стены первого этажа сохранились с конца XIX - начала XX века. В 1880-е годы здесь была маслобойня купцов Капканщиковых. После них, в конце XIX века, предприятием владел купец М. П. Миндрин. В начале XX века эта усадьба принадлежала двум родственникам, купцам С. В. Типцеву и В. М. Шведченко, которые приспособили ее для склада своего товара, но ничего не производили. Ныне здание представляет собой один из цехов концерна «Энергия».

Переулок Красных партизан - «спутник» улицы, появившийся в 1920-х годах. Поначалу именовался переулком Бедноты.

И улица, и переулок относятся к Ленинскому району, проходят вблизи бывшей границы города и слободы Чижовки.

Афиша Воронежа

сегодня, 13 июня

 
 
 
Еще сегодня в Воронеже
Три богатыря. Ни дня без подвига-2 билеты
Притворись моим мужем билеты
Кракен билеты
Соловей против Муромца билеты
Геройчики. Незваный гость билеты
Астрал. Остров проклятых билеты
Жизнь Чака билеты
Нэчжа побеждает Царя драконов билеты
сНежный человек билеты
Память сердец билеты
Заклятие. Демон внутри билеты
Джамбо и маленькое привидение билеты
Сокровища гномов билеты
Школа мистера Пингвина билеты
Самозванцы билеты
Как стать миллионером билеты
Верни ее из мертвых билеты
Ганзель и Гретель: Миссия «Спящая красавица» билеты
Денискины рассказы билеты
В списках не значился билеты
Творение богов: Битва с демонами билеты
Торнадо билеты