Кавалерийская улица

Улицы Воронежа / Кавалерийская улица

Кавалерийская улица

Проходит в старой части Центрального района, в большом логу. В предреволюционное время носила красивое романтическое название: Грачиный лог. Вполне вероятно, что этот топоним имел природное происхождение (в овраге или рядом с ним могли водиться грачи), однако свидетельств тому не сохранилось. В материалах думы 1875 года мы находим иной вариант названия: «Грачевская улица», в справочном издании 1900 года указан похожий топоним: «овраг Грачев», что не исключает его происхождения от фамилии некоего Грачева.

Улица проходила по границе города и Троицкой слободы, поэтому в конце XIX - начале XX века ее также именовали Троицким логом, Граничным логом, а верхнюю ветвь, примыкающую к улице Большой Троицкой (Ленина), - Граничной, Пограничной. Все эти названия можно обнаружить в официальных бумагах, на чертежах архитекторов. А топоним «Грачиный лог» был наиболее близким к народной речи и самым распространенным.

Застройка Грачиного лога жилыми домами происходила в XIX веке. В конце улицы, у реки, в это время действовал винокуренный завод семьи Тулиновых - Толстых. В 1842 году он перешел по наследству к дочери губернского предводителя дворянства В. В. Тулинова - Е. В. Толстой. В 1867 году лог оказался разделенным на две части насыпью железнодорожной дороги. Тогда это обстоятельство мало повлияло на местную топонимию, но в следующем столетии оно привело к разделению одной старой улицы на две независимые.

В 1923 году Троицкий сельсовет переименовал Грачиный лог в улицу Буденного. (Ее называли по-разному: и Буденновской, и Буденновским логом.) Затем из состава улицы Буденного выделили переулок Буденного (верхняя часть лога, от насыпи до ул. Ленина).

В 1957 году в связи с запретом на прижизненное увековечивание имен улицу и переулок Буденного переименовали. Они стали Кавалерийскими: военно-историческую тему названий решили сохранить.

В 1962 году Кавалерийский переулок получил другое имя - Учительский.

В районе Кавалерийской улицы частично сохранилась рядовая жилая застройка конца XIX - начала XX века. Лог по-прежнему занят малоэтажными частными зданиями, а над ним, как и встарь, возвышается большая железнодорожная насыпь. Шум поездов, стук вагонных колес оживляют тихий уголок города. Постоянным пассажирам электричек это место, конечно же, хорошо знакомо: поезда вырываются здесь на простор и кажутся плывущими или летящими над пропастью...