Проспект Революции
Улицы Воронежа / Проспект Революции
Уже почти 230 лет эта магистраль служит главной улицей города.
Сначала была дорога, проложенная в середине XVIII века. Она вела от дома губернатора A. M. Пушкина, стоявшего на участке современной технологической академии, к началу дороги на Москву (к тому месту, где теперь площадь Никитина). Дом A. M. Пушкина - первое здание, сооруженное около линии будущей улицы. Оно уже показано на плане города начала 1750-х годов. Губернаторскую усадьбу устроили на новом месте, на пустом возвышенном плато после пожара, случившегося в Воронеже в 1748 году.
Позже в соответствии с замыслом архитекторов на месте дороги появилась новая широкая улица. Ее прокладывали после пожара 1773 года по генеральному «регулярному» плану 1774 года, но некоторые ее контуры наметились раньше, в начале 1770-х годов. В квартале же, заключенном ныне между проспектом и улицами К. Маркса, Ф. Энгельса, Комиссаржевской, на плане 1773 года обозначена «площадь сенная и дровяная» с двумя соляными амбарами - главная торговая площадь города, перенесенная сюда из сгоревшего во время пожара центра. (После 1774 года ее вновь перевели на новое место.)
В период с середины по конец 70-х годов XVIII века свершилась окончательная прокладка основной части улицы - тогда она простиралась от северо-восточной окраины Воронежа до Старой Московской улицы (до нынешней площади Никитина). Большая Дворянская линия, или Большая Дворянская улица, или Дворянская перспектива - такое имя приобрела она. Сразу же замечу, что это наименование нельзя признать ни исторически оригинальным, ни народным - оно было введено административным порядком и отражало идеологию своего времени.
В 1789 -1790 годах возникло продолжение улицы (в юго-западном направлении от пл. Никитина). Новый отрезок Большой Дворянской пришлось пробивать между дворами; под улицу отошла часть земли, принадлежавшая купцам Сазонову и Житкову. 29 апреля 1789 года воронежский наместник В. А. Чертков сделал предписание губернскому архитектору И. И. Волкову: «Находя нужным для лучшей по городу коммуникации провести Дворянскую улицу прямо до Новой Московской (ныне Плехановской - П. П.), причем токмо отойдет часть двора купца Сазонова, и надлежит на дворе том сломать некоторое строение, для чего и надобно взять меры, чтоб того купца удовлетворить... а за отходящий угол от саду купца Житкова вознаградится неменьшим же углом земли, на которое место в нынешнем году осенью и может он, Житков, пересадить те деревья, а до того времени тем местом пользоваться, в сходство чего извольте, ваше благородие, ту улицу пробить кольями...»
Большая Дворянская складывалась как главная административная линия Воронежа, причем особая роль отводилась ее северо-восточной части, где с конца 70-х до 90-х годов XVIII века строились дома наместников, губернаторов и здания для учреждений губернского значения. На остальных местах сооружали себе каменные жилые здания самые знатные и состоятельные люди города.
В документах 1784 года, опубликованных столетие спустя краеведом А. Шишкиным, значится 27 хороших частных домов на Дворянской перспективе. Вот полный список этих ранних построек. Непревзойденным по красоте и размерам был трехэтажный дом-дворец в стиле барокко, принадлежавший губернатору генерал-поручику И. А. Потапову. Вторым по величине считался дом графа Александра Воронцова. Далее перечислялись по рангу еще 25 домов: вице-губернатора Филиппа Ярцева, коменданта города Алексея Хрущева, князя Андрея Волконского, надворного советника Муромцева, председателя палаты гражданского суда Шагарова, городового штаб-лекаря Ивана фон Пиллера, надворного советника Головачева, отставного поручика Алексея Лосева, купца Кривошеина, прапорщика Савельева, чиновника палаты гражданского суда Ильи Дебольцова, жены полковника Посельской, секунд-майора Степана Владыкина, гвардии капитана Измалкова, поручика Чурикова, гвардии прапорщика Михаила Лосева, купцов Ивана-Большого Гарденина, Ивана-Малого Гарденина, Рубцова, Мызникова, Веневитинова, Придорогина, Волосатова, Капканщикова и Золотарева. Судя по некоторым сохранившимся архивным чертежам, большинство домов имело скромное, по нынешним меркам, архитектурное оформление, характерное для переходного периода от барокко к классицизму. Но для Воронежа тех лет это были лучшие и значительные особняки.
В конце XVIII века примерно там, где прежде была усадьба губернатора A. M. Пушкина, находилась резиденция наместника В. А. Черткова. Он вошел в историю Воронежа как человек, усердно занимавшийся реконструкцией города, в том числе главной улицы. В 1787 году он же устроил в своем доме первый воронежский театр. Кроме того, в конце века, по сведениям историка Е. А. Болховитинова, один из домов на Большой Дворянской занимало Дворянское собрание.
В XIX веке слово «линия» перестали употреблять в названии улицы. Большая Дворянская, или Дворянская, - только так ее именовали теперь.
К 20-30-м годам XIX века на главной улице преобладала хорошо продуманная застройка в стиле позднего классицизма (ампира). Улицу украсили новые крупные общественные здания: больница Приказа общественного призрения, духовная семинария, Дворянская полицейская часть. Среди частных домов выделялись особняки, оформленные портиками с колоннадами, - дома провизора Франца Кинцебаха, фабрикантов Тулиновых, купцов Синицыных.
Очень интересна перспектива Большой Дворянской, нарисованная в 1837 году с балкона Тулиновых известным русским поэтом В. А. Жуковским. Это самый ранний дошедший до нас вид улицы, который удачно показывает ее архитектурный облик. Мы видим, что среди жилых домов преобладают небольшие, в один и два этажа. Ввысь тянется пожарная каланча Дворянской части. За ней показан угловой дом Капканщиковых с высокой крышей, еще дальше нарисован внушительный особняк Синицыных с мощным портиком. Хорошо видно и опрятное состояние улицы: ровная дорога, тротуары с двумя рядами надолб на каждой стороне, ритмично стоящие фонари (масляные светильники, прикрепленные на кронштейнах к невысоким столбикам).
Значительные благоустроительные работы были проведены на улице в 1810-х годах по инициативе губернатора М. И. Бравина. В донесении, посланном в столицу в 1814 году, он замечал, что усилия его предшественников, более десяти лет направлявшиеся на замощение воронежских улиц, не привели к должному результату. На главной улице М. И. Бравин нашел мостовые «только начатые - во многих местах оные строением остановлены, безо всякого соединения их друг с другом хозяевами домов - и следственно поделаны были одни затруднения в проезде...». Дело в том, что в 1804 году каждому домовладельцу было предписано укреплять улицу лишь около своей усадьбы. Новый же губернатор, изыскав средства, с 1814 года приступил к устройству на Большой Дворянской двух общих параллельных дорог из камня, а между ними, по серединной полосе, проложил бульвар с двумя рядами деревьев и пешеходной дорожкой, уплотненной кирпичным щебнем. Вдоль домов появились мощеные канавы для стока воды, а возле канав - свечные фонари. В 1818 году добавились надолбы. Но в начале 1820-х годов, при губернаторе П. А. Сонцове, бульвар был уже ликвидирован, начались работы по устройству тротуаров и установке фонарей на конопляном масле. В середине 1820-х годов следующий руководитель губернии Н. И. Кривцов реконструировал уличную мостовую: она перекладывалась из камней правильной формы, становилась более ровной.
Неудивительно, что Большая Дворянская так часто подвергалась переделкам, - все городские новшества вводились прежде всего на главной улице. В 1869 году на ней проложили первый воронежский водопровод, в 1871-1872-м - установили первые керосиновые фонари, в 1891-м - открыли первую линию конки. В 1874-1883 годах здесь организовали особо тщательное перемощение проезжей части, заменяли насыпанную в предыдущие годы щебенку на камни лучших пород. В 1886 году впервые в городе сделали асфальтовые тротуары - вокруг театрального здания, а в 1894-м залили асфальтом и другие тротуары возле крупных домов. В 1899-м - зажгли первые электрические лампы... Многое можно перечислять, добавляя слово «первые»!
Здесь же открыли и первый скульптурный памятник Воронежа - бронзовую фигуру императора Петра I. Петровский сквер так прочно вошел в жизнь многих поколений воронежцев, что город без него непредставим. Между тем поначалу это место долго пустовало, несмотря даже на то, что находилось на главной улице. В 1780-х годах планировалось создать здесь центральный архитектурный ансамбль для присутственных мест Воронежского наместничества. Однако проект не осуществился полностью: было построено лишь одно здание, ныне стоящее рядом со сквером (д. № 21). Наконец, в 1858 году разбили сквер, в котором совершили торжественную закладку (1859) и открытие (1860) памятника Петру I. Авторы мемориала - скульптор А. Е. Шварц и архитектор А. А. Кюи.
В первые годы существования Петровского сквера его часто называли Петровской площадью. Причем в начале 1860-х годов проводилась окончательная планировка этой площади: уточнялись границы кварталов, примыкавших к скверу, и контуры улиц, спускавшихся от площади под гору. Сохранившийся «План местности Петровской площади в г. Воронеже» свидетельствует о том, что «регулирование Петровской в г. Воронеже площади и квартала между Малой Чернавской и Поднабережной улицами» «высочайше утверждено» в Петербурге 30 ноября 1861 года. В 1871 году обнесли металлической решеткой сквер, в 1872 году - еще и памятник внутри сквера (но в 1912 году вторую ограду убрали, так как она мешала садовникам).
Еще одна площадь, и очень необычная, существовала около истока главной улицы. Первоначально это был ипподром. В дореволюционном Воронеже активно действовало «Общество охотников конского бега», скачки регулярно проводились с 1837 года. И вот приблизительно в 1840-е годы появилась площадь под названием «Рысистый Бег», простиравшаяся в начале нынешнего проспекта Революции и в конце современной улицы Ленина - от Кольцовской улицы до швейной фабрики АО «Работница». Однако в 1867 году, при прокладке Козлово-Воронежской железной дороги, сделали земляную выемку, которая перерезала площадь. Азартные рысистые бега стали устраивать на другой окраине. Основную часть площади Рысистый Бег отныне нарекли Старым Бегом (территория, очерченная проспектом, улицами Ф. Энгельса и Кольцовской). А меньший участок, оказавшийся за выемкой, причисляли теперь к городской «местности за полотном железной дороги»...
Во второй половине XIX и начале XX века на Большой Дворянской сносят ряд скромных особняков и на их месте возводят новые, спроектированные по последнему слову моды, здания. Некоторые дома «устаревшей» архитектуры переделывают и расширяют. Крупнейшими частными домовладельцами становятся купцы Д. Г. Самофалов, П. К. Капканщиков, И. Ф. Вонсович, Н. А. Михайлов, Н. Т. Шуклин, И. А. Петров, камергер М. М. Сомов, а также два совладельца, купец А. Г. Просвиркин и техник М. Н. Литвинов. В 1896 -1898 годах на углу с Петровским съездом, там, где в прошлом стоял дом наместника, возводится обширное здание Окружного суда, не дошедшее до наших дней. В целом в 1910 году на Большой Дворянской улице (включая ее окончание - Селиванову гору) значится 62 домовладения.
С 1900-х годов застраивается площадь Старый Бег. В 1903 году утверждается проект, который предусматривает нарезку кварталов на площади и отвод участка для сооружения Народного дома. Это крупное здание (к сожалению, утраченное) было завершено в 1904 году, стояло оно на углу с современной Кольцовской улицей. Позже рядом с ним строилось очень объемное училищное здание. Остальное пространство площади, ближнее к железной дороге, городская дума решила использовать для организации нового рынка. Началось мощение площади и сооружение лавок. В 1914 году там уже собирался базар, но в 1915-м военная обстановка в стране нарушила все планы...
Что выделяло дореволюционную Дворянскую, помимо ее значительности и богатства, в глазах воронежцев и гостей города? Это - улица с крупными учебными заведениями и с традиционными солидными гостиницами. Это - улица с магазинами и другими частными заведениями, которые существовали на первых этажах многих домов. На благоустроенной «аристократической» улице торговали «культурными» товарами: модно-галантерейными, музыкальными, книжными, писчебумажными, ювелирными, часовыми, фотографическими, оружейными и другими. Здесь же работали фотостудии. Здесь же была частная «Дворянская аптека», на вывеске которой повторялось название улицы (размещалась в стенах того же домовладения, что и современная аптека № 15).
Большая Дворянская - исстари главная улица для прогулок, для отдыха в вечерние часы и выходные дни. В конце 1840-х годов был заложен и в 1850-м открыт примыкавший к улице Городской сад. Опять-таки он являлся первым публичным, общественным садом общегородского значения. Со временем этот сад, с его узорчатой кирпичной оградой 1870-х годов, с летним театром, площадкой для оркестра, игровыми павильонами, фонтаном и зимним катком стал наилюбимейшим местом для всех категорий граждан и особенно учащейся молодежи. В конце XIX - начале XX века к Городскому добавилось несколько других садов для публики, со своими увеселительными заведениями. В 1890-х годах и в начале 1900-х годов Общественное собрание арендовало сад в одной из частных усадеб. Далее этот сад (вместе с усадебным особняком) поступил в аренду, а затем и в собственность Семейного собрания - клуба, открытого «Обществом приказчиков и лиц торгово-промышленного и служебного труда». Сад Семейного собрания благоухал и пользовался немалой популярностью. Он находился поблизости от нынешнего Дома офицеров, где и по сей день существует сквер... Менее известны небольшие частные сады с вычурными названиями («Фантазия» - в усадьбе Хвощинских, «Аквариум» - в усадьбе Н. А. Тер-Паносова, «Бристоль» - на участке одноименной гостиницы), открытые в 1910-х годах позади зданий, в глубине усадебных участков. Такие сады посещал узкий круг состоятельных граждан.
Для самых избранных предназначались элитные клубы на Дворянской. В 1870-х годах Благородное собрание размещалось в усадьбе статского советника И. С. Мазараки, двоюродного деда певицы Н. А. Обуховой, а купеческий клуб - в усадьбе купца С. Л. Кряжова. Позже существовало Общественное собрание, которое также арендовало на главной улице частные дома до постройки собственного здания.
Крупным культурным центром был зимний театр (см. о нем статью «Театральная улица»). В 1900-1910-х годах очень оживили улицу несколько кинематографов.
Большая Дворянская - это еще и самые крупные празднества в истории города, и главные политические кампании. 11 мая 1886 года воронежцы красочно отмечали 300-летие города. Улица, только что облачившаяся в свежую листву тополей и лип, утопала еще и в потоках публики, и в пестроте развешенных флагов, транспарантов, лент... В революционном 1905 году шумели митинги на площади Старый Бег, где многолюдье обычно наблюдалось только во время народных гуляний на Пасху... В 1909 году, когда гремели общероссийские торжества по случаю 200-летия Полтавской битвы, по Дворянской к памятнику Петру I чинно шествовал крестный ход, а за ним двигались необычайно плотные массы народа, истосковавшиеся по большим праздникам...
В следующий раз Воронеж всколыхнулся в 1914 году из-за начала Первой мировой войны. В июльский день главную улицу заполнили патриотические манифестации, закончившиеся только к двум часам ночи. А 6 декабря сам государь Николай II въехал на Большую Дворянскую через высокую триумфальную арку, поставленную для него около Петровского сквера, на пути с вокзала. Весь город, встречая царя, вышел на тротуары и мостовые и гудел до позднего вечера. Большая Дворянская являла собой великолепное зрелище. «Город загорелся миллионами разноцветных огней, сплетавшихся в причудливых комбинациях, - писал «Воронежский телеграф». - Идешь между двумя рядами горевших фонариков и не узнаешь своего родного Воронежа». Но вот Февральская революция 1917 года свергает самодержавие - и местная власть решает снести триумфальную арку у Петровского сквера как «яркий памятник павшего, позорного строя», а разбуженный народ, изнеможденный войной и жаждущий свободной России, собирается на митинги подальше от монаршей статуи Петра, на площади около памятника И. С. Никитину...
Большая Дворянская - это и самые потрясающие происшествия. Среди них, безусловно, ни с чем не сравнимо покушение на губернатора М. М. Бибикова, совершенное 23 апреля 1908 года сельской учительницей, членом партии эсеров М. М. Федоровой. Губернатор вместе с женой ехал в карете мимо Мариинской гимназии, направляясь в Митрофановский монастырь. Террористка бросила под карету бомбу. М. М. Бибиков остался жив, но получили ранения и он, и супруга, и другие люди, и из нескольких зданий вылетели стекла.
История главной улицы - это еще и неспокойная история вхождения техники в жизнь горожан. В феврале 1911 года перед изумленными прохожими опасно промчались аэросани, блестяще сконструированные местным умельцем Е. О. Бурковским (эксперимент прекратила полиция). Здесь же в начале прошлого века случилась и первая в Воронеже автомобильная авария. По воспоминаниям старожилов, легковая французская машина «Делонэ-Бельвиль», в которой ехала купеческая семья Веретенниковых, врезалась в такой же автомобиль, принадлежавший кому-то из купцов Клочковых...
С увеличением населения Воронежа все многолюднее и многолюднее становилось на главной улице. Особенно большой наплыв публики начался в советское время, когда воронежцы ощутили, что лучшая улица целиком принадлежит всему населению, а не избранным. Отрезок ее четной стороны между площадью Никитина и улицей Комиссаржевской превратился во всеобщее место вечерних гуляний для неженатой, ищущей знакомств молодежи. Со всего города - и из центра, и с окраин - люди стекались сюда, уже не на Большую Дворянскую, а на проспект Революции - такое наименование дали ему 27 августа 1918 года.
В 1928 году проспект удлинили, включив в него Селиванову гору. Однако впоследствии он стал короче. После реконструкции центра Воронежа, проводившейся в 1950-х - начале 1960-х годов, один из отрезков проспекта превратился в юго-восточную сторону главной городской площади (см. статью «Площадь Ленина»). А участок бывшей Селивановой горы, оторванный от основной линии проспекта пространством площади, в 1962 году переименовали в улицу Станкевича.
До создания новой главной площади проспект сохранял важное административное значение. После Октябрьской революции в здании бывшего Окружного суда размещался губисполком, затем облисполком. В 1938 году это здание, одно из лучших в городе, отдали детям - перевели сюда Дворец пионеров. Характерно, что в послеоктябрьское время несколько хороших особняков на проспекте отвели под клубы рабочих и служащих советских организаций. Так, в 1920-е годы свои клубы посещали строители, печатники, швейники, работники народного питания, педагоги, милиционеры. В одном из бывших домов Д.Г. Самофалова существовал украинский клуб имени Тараса Шевченко.
Проспект всегда был живым организмом. В советское время старинная архитектура служила фоном, на котором все более совершенствовался быт воронежцев. В 1923 году здесь состоялись первые рейсы автобусов, в 1926-м - поехали первые трамваи. В 1934-м протянули ливневую канализацию. В том же году началось и в октябре 1935-го завершилось асфальтирование основной проезжей части. В 1937-1938 годах впервые создали отличную дорогу на участке бывшего Старого Бега - от железной дороги до клуба имени Коминтерна (так стал называться Народный дом). Дорогу делали на века: укладывали большие камни и тщательно утрамбовывали их катком, прежде чем залить асфальтом. В 1959 году с проспекта убрали трамвайные рельсы, и в 1960-м на смену трамваю пришел первый троллейбус...
Облик проспекта, разумеется, тоже менялся. Первые перемены произошли на площади Старый Бег: на ее свободных участках уже во второй половине 1920-х годов возвели новые многоквартирные трехэтажные жилые дома. В 1926 году выросли два первых и наиболее нарядных дома на линии проспекта, затем позади них появились другие. При этом окончательно сформировался переулок, спроектированный еще в 1903 году, - его назвали Индустриальным. Вскоре, в конце 1920-х - начале 1930-х годов, в лучших видовых местах проспекта поднялись настоящие первенцы индустриализации -такие, как банк, дом торговых и коммунальных учреждений «Утюжок», управление Ю.- В. ж. д.
Страшно смотреть на послевоенные фотографии проспекта: на домах нет крыш, остались одни обожженные коробки... Мы должны быть очень благодарны архитекторам и строителям 40-50-х годов за то, что они сумели в труднейшее время восстановить и сделать еще величественнее такой привычный для нас, такой любимый нами облик главной улицы!
Сегодня почти каждое здание на Проспекте чем-либо примечательно, почти каждое - памятник архитектуры или истории. Мне остается отправить читателя в традиционную короткую экскурсию...
Остановимся около домовладения № 3. В этой усадьбе в 1870 году родился И. А. Бунин. В 1970-1980-е годы общественность города с трудом сумела доказать, что здание является памятником, связанным с именем известного русского писателя. В 1990 году здесь была установлена мемориальная доска. Теперь споры остались позади, однако краеведы до сих пор не пришли к единому ответу на вопрос: в какой степени бунинский мемориал сохранил первоначальные черты? Я ограничусь сведениями, почерпнутыми из архивных документов, из фонда городской управы.
Во время рождения писателя в усадьбе стоял одноэтажный деревянный дом. В 1872 году владелица имения «губернская секретарша» А. Е. Германовская начала строить новое здание взамен старого. Фундамент был заложен в мае. Но уже в июле Германовская продала домовладение жене отставного фельдшера А. С. Фетисовой. А та сообщала, что покупала усадьбу, где стоял в целости лишь одноэтажный флигель (получается, что именно в нем жили Бунины во время переделки главного дома?). По проекту, утвержденному в 1873 году, А. С. Фетисова к 1874 году завершила сооружение нынешнего дома - двухэтажного, с кирпичным низом и деревянным верхом - и реконструкцию внешних стен флигелей (их уже было два). На чертеже 1873 года пунктиром показано место прежнего дома: он располагался между новым главным зданием и правым (со стороны улицы) флигелем, имевшим тогда небольшие размеры и стоявшим немного поодаль от дома. Позже флигель все же оказался соединенным с домом.
В 1989 году в усадьбе работали реставраторы: они перестроили тот же флигель, придав ему декор в соответствии с проектом 116-летней давности, но заменив деревянные, обложенные кирпичом стены на новую кирпичную кладку. Сохранен каменный сводчатый подвал «дофетисовского», самого старого дома - он, бесспорно, «застал» рождение Бунина. Учтем еще, что будущий писатель прожил в этой усадьбе почти четыре года, так что и двухэтажный дом строился при нем, на его глазах - а значит, имеет мемориальную ценность.
В 1913 году бывшая усадьба Германовской перешла к юристу С. А. Петровскому - известному воронежскому общественному деятелю, избиравшемуся в местную и Государственную думы. Он соорудил дворовую пристройку к дому и парадный подъезд. Доныне часть дома принадлежит его наследникам. Другую же часть и флигель занимает Государственная инспекция охраны историко-культурного наследия, которая стоит на страже наших памятников вкупе с областным управлением культуры.
Рядом - бывшая «казарма Арнольди» (д. № 5). Укоренившееся название происходит от фамилии последнего частного владельца здания. Внешне здание выглядит заурядным, но историко-градостроительную ценность оно имеет немалую. Перед нами - одно из старейших сооружений главной улицы, особняк князя Андрея Волконского. После первого владельца здесь жили вице-губернаторы. В XIX веке этот дом дал названия двум соседним улицам (см. статьи об ул. Транспортной и Коммунаров). В 1840-х годах дом перестроили, с 1853 года его собственником была капитанская жена Е. А. Арнольди. В 1869 году здание приобрела квартирная комиссия, занимавшаяся расквартированием армейских частей. С 1871 года казарма перешла в ведение городской управы. Дом-памятник тесно связан с многолетней военной историей России.
У въезда с Проспекта на улицу Коммунаров стоит дом подрядчика М. Е. Земскова, привлекающий внимание фигурными крышами и фасадами, выполненными в русском стиле (№ 7, конец 1880-х гг.). На другой стороне проспекта - обширнейшее здание бывшего городского среднего механико-технического училища имени императора Петра Великого (№ 8). Училище открылось в 1908 году, первоначально оно снимало помещения в усадьбе В. М. Чернозубовой (см. статью «Студенческая улица»). После того, как в 1909-1910 годах частично отстроилось специальное здание на главной улице, занятия перевели сюда. Дальнейшая достройка училища велась с 1911 года благодаря очень солидному займу (70 тыс. руб.), который выдал коммерсант и общественный деятель Н. А. Клочков. Вернуть все деньги до революции ему не успели; получилось, что он совершил крупное пожертвование не по своей воле...
Сохранился комплекс зданий бывшей губернской земской больницы (д. № 10, 12,14 по проспекту и № 1 по ул. Кольцовской). До середины 1860-х годов, до учреждения губернского земства, эти больничные постройки находились в ведении Приказа общественного призрения. Начало им было положено во второй половине 1820-х годов. В 1832 году император Николай I осмотрел их, посетив Воронеж, и велел закончить строительство. Восстановленные и частично перестроенные после Великой Отечественной войны корпуса продолжают использоваться для медицинских нужд. Центральный корпус занимает 2-я городская клиническая больница имени К. В. Федяевского. В разное время в исторических зданиях работали видные русские врачи, общественные деятели К. В. Федяевский, А. Г. Русанов, Н. Н. Баженов, Н. А. Вырубов.
Целая плеяда знаменитостей обучалась в здании Воронежской губернской (позже 1-й мужской) гимназии (№ 19, 1855-1859 гг., теперь - один из корпусов технологической академии). Я назову только тех гимназистов, чьи имена носят улицы и переулки: ученый С. А. Чаплыгин, врач А. Г. Русанов, историки М. С. Ольминский, Н. Н. Батурин... После Великой Отечественной войны в здании размещался областной комитет партии, и сюда в 1950-х годах приезжал первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев.
Продолжая прогулку, мы спускаемся под землю на перекрестке с улицей Степана Разина - чтобы миновать первый и пока единственный подземный переход на Проспекте, строившийся в 1974-1975 годах. И наискосок от технологической академии перед нами вырастает здание управления Юго-Восточной железной дороги - мощнейшее сооружение советского периода, имеющее большие колонны и высокую башню (д. № 18). Оно было создано в 1928-1932 годах в стиле конструктивизма, тогда еще без башни, а восстановлено в 1952 году в нынешнем виде по проектам одного и того же архитектора Н. В. Троицкого. Башня Проспекта постоянно изображается на открытках и в книгах как запоминающийся символ Воронежа. Любопытно, что именно это здание окончательно натолкнуло Хрущева на борьбу с «излишествами в архитектуре» по всей стране! «Когда оно уже полностью было построено, в Воронеж приехал Н.С. Хрущев... - сообщает Н. В. Троицкий в своих мемуарах. - Увидев башню... из окна кабинета первого секретаря обкома КПСС, он вскричал: «А что это за колокольня торчит у вас?». Ему объяснили, что это здание... построено... по проекту архитектора... вложившего много сил, знаний и практических советов в возрождение Воронежа и вторично разработавшего проект восстановления этого здания, утвержденный четырьмя академиками архитектуры. Это подлило только масла в огонь. Последовал приказ собрать все данные по этому зданию, его стоимость... А я стал ждать результатов и выводов... Истрепал свои нервы, как говорится, «в доску». Наконец, только в 1956 году я сумел прочесть полностью постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» в сборнике «Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР»... Было только упоминание обо мне как об авторе этой «вредоносной» башни...».
Через арки здания Ю.-В. ж. д. просматривается художественный музей имени И. Н. Крамского (тоже д. № 18). Музей занимает самый грандиозный памятник архитектуры - дворец в стиле барокко, бывший дом губернатора И. А. Потапова, возведенный во второй половине 1770-х годов.
Знакомясь с Проспектом, нельзя не побывать в Петровском сквере, где ветви нескольких могучих дубов, уцелевших с позапрошлого века, тянутся в воздух так же уверенно, как и рука бронзового Петра. Памятник царю-кораблестроителю, уничтоженный немецкими оккупантами, возрожден в 1956 году. На старом пьедестале укреплена новая бронзовая скульптура (автор - Н.П. Гаврилов). Она повторяет первоначальную композицию: правой рукой царь опирается на якорь, левой указывает на запад. Только прежняя поза императора была более важной, тяжеловесной, а теперь фигура выглядит динамичнее.
Здание Казенной палаты (№21, вторая половина 1780-х гг.) возведено по проекту выдающегося архитектора Джакомо Кваренги; а по окончании последней войны оно надстроено двумя этажами. Рядом - дом № 23, представляющий собой два бывших корпуса Губернских присутственных мест, сооруженных в 80-90-х годах XVIII века, а позже соединенных вместе. Это - памятник, связанный с деятельностью дореволюционной интеллигенции. В частности, советником губернского правления служил историк Н. И. Второв; в губернском статистическом комитете работал известный ученый Ф. А. Щербина.
По соседству - почтамт (№ 25). Здание было построено в конце 1770-х годов, с 1780-х - использовалось под почтовую контору. Оно не раз переделывалось - и в XIX, и в XX столетии, так что тщетно искать в его внешнем облике черты века XVIII-ro. Но с исторической точки зрения дом уникален: сколько поколений воронежцев, сколько замечательных личностей отправляли отсюда почтовые корреспонденции! Не исключено, что на здешней почтовой станции мог менять лошадей А. С. Пушкин, проезжавший через Воронеж в 1829 году. Здесь же в 1893 году открылась первая городская телефонная станция. Современное здание почтамта образовано при послевоенном слиянии пяти строений: центрального корпуса, двух боковых и двух задних флигелей. В главном корпусе от досоветской эпохи в большей степени уцелели строительные конструкции 1871 и 1913-1914 годов. Возможно, дворовые флигели сохранили более старые стены.
Здание с барельефами львиных морд на фасаде (№ 27) прежде было гостиницей. Сначала, в 1840-1860-х годах, ею владела семья полковника С. Н. Шванвича. В 1869-м ее приобрел купец С. Л. Кряжов, популярный городской голова и благотворитель. После смерти купца (1888 г.) гостиничное здание перешло к его дочери А. С. Хвощинской (та была замужем за генерал-майором Б. В. Хвощинским), а позже, в 1910-х годах, - к детям семьи Хвощинских. При Хвощинских старая гостиница имела громкие названия: «Москва», позже «Берлин».
Ряд исторических построек продолжает бывшая духовная семинария (№ 29, 1813-1822 гг., ныне монтажный техникум). Здесь учился И. С. Никитин, а раньше него - поэт А. П. Серебрянский, который организовал кружок, посещавшийся А. В. Кольцовым. В 1870-е годы здание расширили боковыми пристройками, а в середине 1930-х надстроили четвертым этажом. Это - одно из самых грузных, объемных зданий в центральной части Проспекта. Его парадная часть акцентирована восьмиколонным портиком, сохранившимся с первой четверти XIX столетия.
А вот - интереснейший дом-долгожитель № 22. Особняк коменданта А. И. Хрущева, построенный около 1780 года. С 1795 года - казенная резиденция губернаторов. Здание перестраивалось в XIX столетии. «Дом губернатора» овеян важнейшими воронежскими событиями, деятельностью многих губернских начальников, оставивших след в местной истории. После Февральской революции 1917 года, когда упразднили губернаторство, особняк называли «Домом народных организаций». Здесь разместились различные общественные учреждения, партии, редакции газет, Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Здание стало своеобразным политическим клубом: не только внутри него, но и рядом, на улице, собирались группами люди, почувствовавшие дыхание свободы, - обсуждали новости, спорили. В октябрьские дни того же года дом превратился в «воронежский Смольный»: в нем разрабатывали свою тактику большевики, в нем же разместился Военно-революционный комитет, состоявший из большевиков и левых эсеров и 30 октября захвативший власть в городе. Так что проспекту не случайно присвоили имя Революции... С 1987 года половину этого дома занимают фонды областного краеведческого музея.
Когда воронежцы выбирали место для памятника А. П. Платонову, они учли, что в 1920-е годы писатель учился в бывшем «Доме губернатора», в совпартшколе. В 1999 году в соседнем сквере поставлена скульптура, выполненная И. П. Дикуновым и Э. Н. Пак. Бронзовый Платонов стремительно шагает в будущее навстречу всем ветрам.
Левее памятника Платонову расположено здание бывшего мужского духовного училища (№ 24,1879-1882 гг.). В 1930-х годах оно надстроено четвертым этажом. Ныне это - корпус № 3 ВГУ. Очень жаль, что в 1960-е годы снесен стоявший перед ним чудный особняк эпохи ампира - дом аптекаря Кинцебаха, впоследствии принадлежавший духовному училищу... Но немного поодаль до сих пор стоит во всей красе ампирный дом Тулиновых (№ 30, см. статью «Улица Комиссаржевской»).
Здание Мариинской женской гимназии (№ 32, 1875; 1905 гг.) в 1931 году было расширено и реконструировано под Дом Красной Армии (ДКА). В разговорах пожилых воронежцев до сих пор звучит эта устаревшая аббревиатура («сел на троллейбус возле Дэка»). Теперь здание называется гарнизонным Домом офицеров. Строгая отделка фасадов относится к 1940-м годам.
Два грандиозных дома-соседа из эпохи «сталинского классицизма» - Дом книги (№ 33) и Дом связи (№ 35)... Второй из них занимает место Дворянской части. Еще в 1900-1910-е годы городская дума запланировала снос этого памятника стиля ампир (1825 г.), не понимая его ценности. В 1930 году новые власти предназначили для Дома связи участок, где прежняя Дворянская часть уже была «обезглавлена», лишена каланчи. Через несколько лет началась стройка, в 1937-м Дом связи был завершен, тогда же в нем заработал первый в Воронеже фототелеграф. С фасада Дома книги строительные леса сняли осенью 1936 года - как и со стен Дома связи. Очевидно, внутренняя отделка полностью завершилась в 1938 году, когда на первом этаже открылся главный книжный магазин города.
За Центральным универмагом «Воронеж» (№ 38, 1956 г., магазин открылся здесь в 1957 г.) следует несколько внушительных зданий, принадлежавших крупнейшему капиталисту, потомственному почетному гражданину, городскому голове Д. Г. Самофалову (с № 42 по № 48). Он использовал их в качестве «доходных домов». В 1878-1880 годах коммерсант возвел и впоследствии содержал гостиницу «Центральную» (№ 42/44), где в разные годы останавливались писатели Г. И. Успенский и А. П. Чехов, а в советское время - и поэт В. В. Маяковский.
Особого внимания заслуживает соседнее здание № 46. В конце XVIII - начале XIX века, до 1812 года, это был особняк купеческой семьи Волосатовых. В 1816 году его приобрела семья поэта А. В. Кольцова. В конце 1830-х годов он был перестроен, увеличен в размерах. В двухэтажном доме с мезонином поэт провел свои последние годы и умер в 1842 году. Впоследствии Д. Г. Самофалов купил кольцовский дом у наследников А. В. Андроновой, сестры поэта. И в 1890-1891 годах перестроил его в нынешнее трехэтажное здание по проекту городского архитектора A. M. Баранова. Лишь недавно удалось найти бесспорное свидетельство того, что капиталист не уничтожил старый дом. В 1891 году городская дума обсуждала вопрос о переоценке дома Д. Г. Самофалова и получила сведения: во время перестройки здания из него даже не были выселены все жильцы! Стало быть, несмотря на поздний, «самофаловский» эклектичный декор фасада, кольцовские стены остались целы - и теперь они представляют собой бесценную историческую реликвию. И текст мемориальной доски, посвященной Алексею Кольцову: «Здесь стоял дом, в котором жил...» - следовало бы переделать на: «В этом доме жил...», чтобы доска не вводила в заблуждение всех воронежцев. Именно этот дом остался свидетелем и чуткой души поэта, и его народной поэзии, и горьких дней в его жизни. Тема смерти поэта напрямую перекликается с темой конфликта Алексея с отцом, Василием Петровичем, с темой противопоставления более тонкой, лирической натуры - классическому купцу-самодуру, у которого материальное начало (в том числе и стремление иметь большой дом) крепко преобладало над духовным. «У Кольцова я бывал в доме на дворе, - писал А. В. Станкевич, брат видного философа, - в последний раз был у него в новом доме по Дворянской улице, еще не совсем достроенном. Сидели мы там и здесь в какой-то проходной комнате... Батинькой смущался я, как чем-то очень грубым, связанным с Кольцовым... Кольцов же был человек чуткий и, вероятно, замечал мое смущение. Обстановка комнаты, помню, была очень скромная, крашеные стол и стулья с кожаными подушками. Кольцов всегда угощал меня чаем, даже в июльский день с 30 градусами жары».
Д. Г. Самофалов часть своего дома сдавал в аренду Общественному собранию в 1890-1900-е годы (до постройки собранием отдельного здания на ул. Никитинской). Очевидно, клубный зал находился в новом корпусе, пристроенном слева к кольцовскому дому. И поныне здесь высокий зал кафе - с двухъярусными окнами...
Необычно, оригинально здание театра кукол (№ 50), перестроенное в течение первой половины 1980-х годов из Дома художественной самодеятельности профсоюзов. Но назвать здание новым нельзя: использованы прежние стены, оконные проемы и даже многие декоративные элементы. Более того, здание имеет дореволюционную основу. По-видимому, некоторые стены остались от одного из домов Д. Г. Самофалова, где размещалась 2-я мужская гимназия, а в годы Первой мировой войны - еще и частная гимназия, эвакуированная из Литвы.
Напротив - тоже сплошные достопримечательности... Вот огромный фешенебельный особняк П. К. Капканщикова, потомственного почетного гражданина, городского головы (№ 37, 1870-1880-е гг.). Капканщиковы - единственная семья, которая обладала усадьбой на главной улице с 70-80-х годов XVIII века и до 1917 года! Правда, нынешний дом - далеко не тот, что упоминался в приведенном выше списке 1784 года и что принадлежал деду и тезке городского головы, П. К. Капканщикову-старшему. Сохранился очень редкий чертеж, который воспроизводит усадьбу Капканщикова в 1782 году. Из него видно, что на месте современного особняка стоял самый старый и очень небольшой одноэтажный кирпичный дом. На углу с улицей Большой Богоявленской проектировался новый каменный дом (судя по рисунку Жуковского, он имел два этажа). Однако угловая часть имения в XIX веке перешла в другие руки - долгое время ею владела семья известного архитектора С. Л. Мысловского, да и в остальной усадьбе Капканщиковы уже не жили, сдавали помещения внаем. Так, в сохранившемся роскошном доме с 1890-х годов по 1911-й содержала училище с пансионом талантливый педагог П. П. Вяхирева (жена купца В. И. Вяхирева).
Два соседних здания были построены почти одновременно в усадьбе «камергера Высочайшего двора» М. М. Сомова (№ 39, 41). В левом (№ 39), сооруженном в 1912 году, в дореволюционное время размещались типография товарищества «Н. Кравцов и К°» и редакция газеты «Воронежский телеграф», которую издавала та же фирма. В советское время преемником «Телеграфа» стала «Воронежская коммуна», позже «Коммуна». Правое (№ 41), торжественно освященное в декабре 1913 года, сооружено на средства брата М. М. Сомова - уполномоченного главной дирекции Императорского Русского музыкального общества A. M. Сомова - и преподнесено им в дар музыкальному училищу Воронежского отделения общества. Сам М. М. Сомов, директор местного отделения общества, тоже был известен как меценат, жертвовавший деньги на музыкальное образование своих питомцев. Оба здания доныне используются по первоначальному назначению: в левом - издательско-полиграфическая фирма «Воронеж», в правом - музыкальное училище имени династии Ростроповичей.
Одно из главных украшений Проспекта - четырехэтажный дом с вычурными формами оконных и дверных переплетов, балконных решеток - крупнейший памятник воронежской архитектуры эпохи модерна. Это бывшая гостиница «Бристоль» с одноименным рестораном (№ 43, 1909-1910 гг.). Дом построили два зажиточных воронежца: А. Г. Просвиркин - купец, владелец склада сельскохозяйственных орудий и машин, один из арендаторов Ново-Берлинского винокуренного завода, глава фирмы по производству красок, и М. Н. Литвинов - техник, строитель-подрядчик, глава компании по выпуску огнеупорных изделий. Недавняя краеведческая находка свидетельствует о том, что автор проекта здания, инженер М. Е. Фурманов, заведовал строительно-технической конторой М. Н. Литвинова и К°, находившейся на Кольцовской улице. По данным 1910-1912 годов, первыми содержателями гостиницы в доме Просвиркина и Литвинова были С. К. Говсепиан и О. О. Тутельоглу. А в Гражданскую войну здание оказалось вовлеченным в военную борьбу за Воронеж. Летом и в сентябре 1919 года здесь находился штаб Военного совета Воронежского укрепленного района, руководивший коммунистической обороной города (совет возглавлял К. С. Еремеев). В октябре того же года размещался штаб 3-го Кубанского конного корпуса генерала А. Г. Шкуро, временно захватившего город... С 1999 года протекает научная реставрация здания-памятника.
В едином стиле восстановлены и объединены друг с другом в послевоенное время два следующих здания (№ 45/47). Фасад левой части ансамбля - «подлинный», уцелел с позапрошлого века, правая же часть стилизована после войны. Левое здание № 45 - тот самый особняк первой трети XIX века с красавцем-портиком, что составлял собственность купцов Синицыных и что попал на рисунок Жуковского. Дом перестроен в 1891-1892 годах новым владельцем, купцом И. Ф. Вонсовичем - он пожелал убрать портик, пышно декорировать стену. С 1893 года здесь снимала помещения женская гимназия А. Н. Гоголь-Яновской, впоследствии перешедшая к Е. Л. Нечаевой. Хозяином же правой части (№ 47, 1888-1889 гг.) был владелец часового и ювелирного магазина купец Н. А. Михайлов. В рекламных целях он поставил на тротуаре, у магазина, знаменитые электрические Михайловские часы, которые приводились в действие механизмом, заключенным внутри здания. Городская дума разрешила устройство часов в 1895 году. Но декорирование дома, создание целостного ансамбля со сложной лепниной - это не заслуга купца-богача, а пример самоотверженного труда зодчих и строителей середины XX века.
Об одной из старейших воронежских фамилий - о Русиновых - напоминает дом, стоящий напротив Михайловского (№ 52, XIX в., третий этаж надстроен в 1948 г.). В 1840-1870-х годах усадьба принадлежала купцу Ф. Г. Русинову, в начале XX века владельцем был его внук И. И. Русинов. В 1863 году их родственник, купец Н. С. Русинов совместно с художником М. И. Пономаревым открыл фотографию. Впоследствии он был единоличным владельцем лучшего воронежского фотоателье на Большой Дворянской, в доме семьи Г. М. Веселовского (на месте д. № 31). Этот купец впервые собрал коллекцию видов города и в 1887 году преподнес ее императору Александру III.
Выполнено в стиле модернизированной классики (неоклассицизма) и подчеркнуто лепными изображениями шести древнегреческих муз здание с кинематографом, сооруженное потомственным почетным гражданином Н. Т. Шуклиным (№ 56). В документальной ведомости дата строительства обозначена 1915-1917 годами. Перед нами - один из самых значительных памятников архитектуры предреволюционного времени. Многим он знаком как старый корпус кинотеатра «Пролетарий» (впрочем, в последние годы в здешнем зале уже не показывают кино). Как и соседний дом (№ 54), и дом № 70 по ул. К. Маркса, это здание размещалось на общей угловой усадьбе, владельцами которой в начале XX века были, помимо Н. Т. Шуклина, члены семей двух его родных дядей, А. А. и Д. А. Шуклиных. Первыми арендаторами здания стали организации, образованные в связи с Первой мировой войной. В 1916 году они уже заняли частично отделанные помещения. В декабре этого года «Дамский комитет Отдела связи с фронтом Воронежского губернского комитета Всероссийского земского союза» открыл на первом этаже кафе «Чашка чаю», направляя сборы в пользу армии. В 1918 году Союз увечных воинов (организация инвалидов войны) открыл в здании кинематограф «Увечный воин». Однако это название вскоре было заменено на другое, революционное, знакомое уже трем-четырем поколениям горожан, - «Пролетарий» (в молодежном жаргоне - «Пролётка»)...
Неотъемлемая часть Проспекта - угловые здания площади Никитина (см. о ней отдельную статью).
...Сегодня, как и в дореволюционное время, главный проспект города - это «линия» популярных магазинов и кафе, улица празднеств и развлечений; это улица, излюбленная молодежью для вечерних прогулок. Тротуары Проспекта всегда полны горожан.
Вплоть до 1971 года на проспекте Революции устраивались общегородские первомайские и ноябрьские демонстрации: колонны воронежцев двигались на площадь Ленина, к трибунам. С 1972 года маршрут изменили; основной поток демонстрантов приняла на себя Плехановская улица. Но в праздничную атмосферу Проспект по-прежнему был вовлечен: на нем, как и раньше, перекрывалось автомобильное движение, и начинались массовые гуляния горожан.
В 1987 году появился новый прекрасный праздник - День города, когда на главной улице бывает необычайно многолюдно. На ней и на прилегающих к ней площадях Ленина и Никитина организуются парады, концерты, выставки. Возродились на Проспекте и демонстрации в честь 1 Мая и 7 Ноября, но они уже не столь многолюдны, как в советское время. Самый же большой наплыв публики всегда наблюдается в День Победы, 9 мая, когда теплым вечером многотысячные толпы идут наблюдать праздничный фейерверк.
Время от времени в городе звучат предложения превратить Проспект в исключительно пешеходную улицу. Однако изыскания архитекторов показали, что в реальности не найти и не создать транспортного «дублера», куда можно было бы полностью перенести движение автомобилей, автобусов, троллейбусов. Правда, можно было бы разгрузить Проспект по-другому. Уже не один год создаются проекты пешеходной зоны, в идеале - бульвара между проспектом и улицей Фридриха Энгельса. Но в условиях, когда уже начата застройка свободных участков, планы вряд ли осуществятся.
Зато в самое ближайшее время воронежцев ожидает обновление бывшего Городского сада. Во время Гражданской войны он был переименован в Красноармейский, а позже - в Первомайский и долго-долго служил горожанам для отдыха и для различных забав, пока не пришел в полное запустение. Теперь же старый сад наполняется совсем иным, духовным содержанием. С1998 года в нем возводится кафедральный Благовещенский собор по проекту архитектора В. П. Шевелева. 15 ноября этого года был освящен и заложен в основание собора особый камень в присутствии патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия. Крупнейший храм рос от года к году, мощно символизируя возрождение православия в России. В его облике повторены общие черты Владимирского собора, взорванного на Кольцовской улице в 1930-е годы. В мае 2003 года, во время празднования Дней славянской письменности и культуры, около собора будет открыт памятник святителю Митрофану. Над его созданием работают авторы многих воронежских скульптур, целая семья - Иван Дикунов, Эльза Пак и их сыновья Алексей и Максим.
Стихия рыночных отношений, начавшаяся в 1990-х годах, разумеется, не могла не сказаться на облике главной улицы. Оживились витрины и вывески старых магазинов, открылись новые. Жаль только, что новшества часто укоренялись ценой порчи, искажения исторических фасадов. Первый опыт модернизации витрин наблюдался еще в 1974—1975 годах, когда два дома, № 49 и 53, получили выступающие на тротуар конструкции из стекла и металла. Но те здания не имели архитектурной ценности, а в конце XX века стали уродоваться дома-памятники. Спорный эффект получался и при укладывании декоративной тротуарной плитки как на этой, так и на других центральных улицах. Зимой на тротуарах становилось слишком скользко. И никто не мог дать гарантий, что уже через несколько лет, при очередном разрытии коммуникаций, плитка будет восстановлена так же красиво...
В 2001-2002 годах администрация города приложила много усилий для наведения порядка на Проспекте: дороги залиты новым асфальтом, регламентированы условия переоборудования помещений под магазины, под контролем архитектурных служб находятся витрины и тротуары.
14 апреля 2002 года состоялось торжественное открытие старого названия «Большая Дворянская». Первые таблички с двойными именами укрепили на угловых зданиях возле площади Ленина. Глава города А. Я. Ковалев выступал перед воронежцами в свойственной ему непринужденной манере, окруженный группой обычных пешеходов. И, говоря о системе двойных названий, он был прав, что именно такой вариант - «мягкого», осторожного напоминания о старине - в данном случае наиболее удачен. А с тем, чтобы навсегда упразднить привычный и замечательный топоним «Проспект», явно не согласится большинство воронежцев.
Таков наш лучший проспект, который целиком тянется в Центральном административном районе.