Тихвино-Онуфриевская церковь, Воронеж

Путникам, въезжающим в город с Чернавского моста по улице Степана Разина (прежде Поповорыночная), виден слева позолоченный купол маленькой церковки, стоящей на обрыве невысокого холма. Это Тихвино-Онуфриевская церковь. Во второй половине XVIII века она служила семейным храмом богатого рода фабрикантов Гардениных. Об истории ее сооружения - позже, а пока несколько слов о двойном названии, которым обязана она главному храму и приделу.

Основной престол церкви посвящался Тихвинской иконе Пресвятой Владычицы Богородицы, празднование дня обретения которой проходило 12 (25) июня. Икона Богородицы первоначально находилась в Константинополе. В 1383 году, носимая ангелами, она явилась на Руси. Остановилась икона при реке Тихвинке в Новгородской епархии; на месте ее чудесного явления в 1556 году был основан одноименный монастырь, где и сохранялась икона. В память ее чудотворных свойств нарекались храмы по всей Руси. Придельный алтарь обязан своим именем преподобным и богоносным отцам Онуфрию Великому и Петру Афонскому. Это старцы-пустынники, изображавшиеся на иконах непременно с большими бородами, один из них жил в IV, другой - в VIII веках.

А теперь можно перейти к истории строительства храма. В первой четверти XVIII века сюда, за городскую черту, переселился Потап Никитич Гарденин (1689-1746), ставший крупным фабрикантом - производителем сукна. Вскоре поблизости сложился целый комплекс жилых и производственных построек, обязанных своим существованием ему и его наследникам. Это жилой каменный дом (переулок Фабричный, 12) и две суконные мануфактуры, одна из которых известна под названием «Ноева ковчега» (улица 20-летия ВЛКСМ, 37), а другая -«Арсенала» (улица Степана Разина, 43).

В апреле 1735 года П.Н. Гарденин направил прошение воронежскому епископу Иоакиму: «Желаю я, нижепоименованный, по намеренному своему обещанию, в граде Воронеже в Беломестной слободе, построить вновь святую каменного здания церковь во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской с приделом, в котором желаю быть во имя преподобных Отец наших Онуфрия Великого и Петра Афонского из своего собственного единого кошта для того, что я от других градских церквей имею жительство в дальнем расстоянии, от которого в доме моем во всяких случившихся потребах бывает немалая нужда, за которую без церкви мне, нижепоименованному, никакой мерности пробавиться невозможно».

Вскоре неподалеку от жилого дома фабриканта церковь была заложена. Под ее двор выделили участок 80 на 80 сажен (170 на 170 метров). Строительство велось неспешно, только 8 марта 1741 года освятили верхний деревянный придел во имя святых Онуфрия и Петра. Пять лет спустя была завершена и молитвована вся церковь, со временем получившая название Тихвино-Онуфриевской. В 1758 году деревянный придел во втором ярусе сгорел, при пожаре повредились даже каменные стены трапезной. Через четыре года Гарденины-младшие восстановили домашнюю церковь, теперь были устроены два каменных придела в самой трапезной на первом этаже. К существующему добавился еще придел в честь трех вселенских святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В конце XVIII столетия возросшее число прихожан потребовало расширения богослужебного здания, и в 1795 году перестройка церкви завершилась. Последний раз в дореволюционное время она подверглась реконструкции в 1873 году. Придельные алтари тогда были вынесены из трапезной и поставлены в один ряд с главным алтарем. Храм приобрел свой окончательный вид.

Из достопримечательностей автор исторического описания Тихвино-Онуфриевской церкви протоиерей Василий Горьковский (1908) отмечал в ней прекрасную икону святых Онуфрия и Петра, написанную в 1819 году местным художником Иваном Шевцовым, и «очень древнюю» икону Тихвинской Божией Матери в позлащенной ризе, унизанной жемчугом. Весу в оной вместе с киотом - 1 пуд 11,5 фунтов (почти 21 кг). Имелось в церкви и святое Евангелие 1759 года тиснения с серебряным окладом, переплетенное в две доски. Общий вес фолианта, подаренного богомольцем Петром Кондратьевым, составлял 1 пуд и 23,25 фунта (более 24 кг).

На церковной земле в начале прошлого века находились каменная сторожка, сарай для топлива, открытая в 1894 году приходская школа, в которой состояли две учительницы - грамоты (Зинаида Ключанская) и рукоделия (Надежда Егорова). На содержание причта (два священника и два псаломщика) шли банковские проценты с капитала в пятнадцать тысяч рублей. Приход был невелик: в 1805 году - 149 дворов, в 1908 году - 160 дворов на окрестных улицах Поднабережной, Манежной, Чернавской, Левой и Правой Суконовках, где проживали 926 человек, а век спустя - 1088 человек. Когда-то здесь обитали работные люди с гарденинской суконной мануфактуры: для них, собственно, и строилась церковь. К началу XX века об этом напоминали лишь названия улиц. Одна из фабрик была занята под военную казарму, вторая превратилась в жилой дом, а гарденинский особняк давно уже отошел городскому обществу.

Прихожанином Тихвино-Онуфриевской церкви, как видно из позднейших дневниковых записей, был Георгий Петрович Федотов (1886-1951), известный впоследствии религиозный мыслитель и историк. Семья Федотовых жила в Воронеже с 1890 по 1904 год, отец философа, статский советник П.И. Федотов (1898) был правителем канцелярии губернатора.

Службу в Тихвино-Онуфриевском храме начинал в 1741 году отец Гавриил Васильев. Затем сюда перешел из Придачи его сын Андрей, священствовавший в 1751-1785 годах. В 1805 году служили священник Филипп Вельский и диакон Василий Петров. Михаил Скрябин (1810-1893) провел у Онуфрия Великого всего пять лет (1843-1848) и был переведен протоиереем в кафедральный Троицкий собор. Прежнее свое место он передал отцу Христофору Сабинину (1882), служившему до 1872 года. Протоиерей Михаил Петропольский в память о четвертьвековом пастырском служении был погребен у алтаря (1893). Год спустя корреспондент газеты «Дон» сокрушался, что могила протоиерея не ухожена.

С 1893 по 1908 год настоятелем церкви был кандидат Киевской духовной академии Василий Горьковский (1864-1937), уже упомянутый мною как автор исторического очерка о своем храме. После революции, овдовев, он перешел в черное духовенство и стал епископом Богучарским с именем Владимира. Будучи викарием Воронежской епархии, в 1928 году он осудил попытку своего владыки, епископа Алексия Буя, выступить против церковной политики митрополита Сергия (Страгородского). В 1911 году в храме служили священники Владимир Автономов и Евтихий Воскресенский, диакон Иоанн Богомолов, псаломщики Алексий Кмита и Иаков Кесаревский. Старостой с 1900 года был губернский казначей Михаил Рубинов. Приход насчитывал 152 дома, где проживали 1135 человек.

Помимо службы в своем храме причт Тихвино-Онуфриевской церкви исполнял требы в ведомствах своего прихода - в Сиротопитательном доме, в больнице Приказа общественного призрения (до создания там в 1841 году собственной церкви), в губернских присутственных местах и в старом тюремном замке.

С трех сторон церкви, кроме западной, было отмежевано более чем по 20 аршин под кладбище, где погребали только членов семьи Гардениных и местных священников. После 1772 года это была единственная в городе приходская церковь, возле которой разрешалось регулярно хоронить мирян. У каменных стен покоится храмосозидатель Потап Никитич Гарденин, его сын Андрей (1723-1776), внук Иван Андреевич (1752-1772), невестки Мария Адриановна (1760) и Екатерина Ивановна (1796). Сохранилась ли роль фамильного кладбища клана Гардениных в XIX веке, сказать трудно.

Все это было в прошлом. Новая власть стала диктовать свои законы. В конце 1918 года от настоятеля Владимира Автономова затребовали сведения об имеющихся в храме золотых и серебряных изделиях. В представленном им диаконом Василием Кармановым и старостой Д. Зеленевым списке означено сорок пять богослужебных предметов. В числе их были шесть напрестольных крестов (один, самый крупный, с финифтяным распятием, весил 3 фунта 7 золотников), семь дарохранительниц (в том числе потянувшие на 11 фунтов 60 золотников и на 7 фунтов 15 золотников). Судьба этих предметов всем понятна...

В годы Гражданской войны, в конце 1919 - начале 1920-го года, на подворье Тихвино-Онуфриевской церкви Губчека разместила концлагерь, где в строгой изоляции содержались несколько сот человек с длительными сроками заключения, у многих была формулировка «изолирован до конца гражданской войны». Комендантом лагеря был некий Гладилин, в сентябре 1920 года его сменил Котов. Пока изоляция от общества была такой, но лиха беда начало... О создании первых концентрационных лагерей на воронежской земле, о страшных условиях той жизни поведал читателям областной молодежной газеты в июне 1991 года журналист Сергей Санин.

Не знаю, как отреагировали священники Владимир Автономов и Евтихий Воскресенский на прекращение службы в храме и на использование его в целях, весьма далеких от постулатов религии. В нелегких условиях начала 1920-х годов церковь все же возобновила свою деятельность на десять лет. Окончательно советская власть разделалась с Тихвино-Онуфриевской церковью в октябое 1932 года. Священник отец Алексей Аристов еще в январе 1932 года был выслан на Урал. В самом решении облисполкома о закрытии церкви значилась передача здания под диспансер; в поддержку этого якобы высказались 3482 человека.

На самом деле храм отдали под производственные нужды. Вскоре была разобрана двухъярусная колокольня (трудно сказать, произошло ли это в тридцатые годы или она была разрушена в годы Отечественной войны), как раз та часть сооружения, которая не подвергалась переделкам и наиболее полно отражала стиль времени строительства - аннинское барокко. Вот авторитетное мнение Ю.И. Успенского: «Колокольня Онуфриевской церкви представляет из себя близкое подражание колокольне Пятницкой, только стоит на четвериковом цокольном этаже, а не на двухэтажном здании, как последняя. Но сделана она еще грубее, чем Пятницкая, и угловые ее колонны еще более режут глаз своей тяжеловатостью и грузностью.

Колокольни Пятницкой и Онуфриевской церквей являются образцом барокко аннинского стиля в Воронеже.

Очевидно, обе колокольни строились одним и тем же зодчим, но Онуфриевская — менее искусными мастерами.

Главный неф церкви, вероятно, современен колокольне; верхний ее восьмериковый барабан, венчающий крышу, с ложными окнами, украшен пилястрами с маленькими волютами и имеет сходство с таковым же на колокольне».

До начала 1980-х годов в церкви находилась фабрика «Игрушка», трапезную и храмовую часть опутали трубы газопровода и вентиляции. Почти десять лет Тихвино-Онуфриевская церковь пустовала и пребывала в стадии реставрации. Проект восстановления церкви, выполненный еще в 1978 году архитекторами Игорем Сергеевым и Геннадием Чесноковым, предусматривал строительство колокольни на сохранившемся первом ярусе и возрождение окрестной застройки. Планы использования здания придумывались в те времена самые разные: отдел природы Краеведческого музея, отдел декоративно-прикладного искусства Художественного музея, декорационный цех местных театров, Музей промышленности края. Воронежская специальная научно-реставрационная мастерская изготовила еще один проект (его автор — архитектор Ю. Атанова) и подновила церковь. Над трапезной к середине 1980-х годов появилась кровля, восстановленный купол увенчал кованый крест, исчезли горы мусора.

В начале 1990-х годов городское историко-просветительное общество «Мемориал» хотело устроить в Тихвино-Онуфриевской церкви часовню памяти бесчисленного множества наших соотечественников, ставших жертвами сталинщины. Архитектурно-планировочное управление сделало очередной проект благоустройства территории вокруг церкви (автор Ю. Грачев). Тем временем в октябре 1990 года Тихвино-Онуфриевская церковь со всем прилегающим участком и постройками была возвращена епархии. Около года прихожане «отвоевывали» храм от арендовавшего его кооператива, потом наводили в здании элементарный порядок. 28 декабря 1991 года был освящен один из придельных алтарей, что знаменовало собой начало возвращения к исконному предназначению здания.

В январе 1992 года настоятелем храма был назначен священник Владимир Левшук. Ему приходилось выступать и как духовному пастырю создающегося прихода, и как руководителю ремонтных работ. Богослужения первоначально велись в правом крыле, остальная часть здания еще обустраивалась. С восстановлением колокольни в 1996 году достойный облик вернулся ко всему храму. Купола храма и колокольни были покрыты сусальным золотом. Основной источник всех расходов - пожертвования паствы.

Отец Владимир Левшук вел службу до августа 1997 года, когда получил послушание - возводить новый храм во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших. Для квартиры священника восстановлен каменный подцерковный дом. В 1995 году возвращено и каменное одноэтажное здание, оно тоже находится на земле, которую почти 260 лет назад отвел храму фабрикант Гарденин. Здесь открылась воскресная школа для детей и взрослых.

В храме сейчас служат священник Андрей Вылуск (с 2000 года) и диакон Андрей Танков (с 1992 года).

Александр Акиньшин

Афиша Воронежа

сегодня, 21 ноября

 
 
 
Еще сегодня в Воронеже
Еретик билеты
Субстанция билеты
Мой любимый двортерьер билеты
Супер-Санта билеты
Граф Монте-Кристо билеты
Ходячий замок билеты
Декодер. Игра гения билеты
Анора билеты
Новый год в Березовке билеты
Великая билеты
Сверчкеты билеты
Возвращение попугая Кеши билеты
УничтоЖанна билеты
Таро билеты
Реплика билеты
Пожиратель грехов билеты
Хищные земли билеты
Оглянись билеты
Поймай собаку, если сможешь билеты
Воплощение билеты
Втроем билеты
Эра билеты
Мамино письмо билеты
Непробиваемые билеты
Реинкарнация. Возвращение ведьмы билеты