Успенская церковь на Монастырщенке
Сейчас в нашем городе оказались два одноименных храма: на правом и на левом берегах водохранилища, друг против друга стоят церкви во имя Успени Пресвятой Богородицы. Такое соседство не случайно: церковь в слободе Монастырщенке Воронежского уезда (это она теперь на левом берегу) названа по имени старинной правобережной. Поселение на левом берегу реки Воронеж, напротив города, сложилось в XVII веке. Маленькая деревенька Клементьевка упоминается в «Дозорной книге» 1615 года, составленной Григорием Киреевским. В писцовых книгах 1629 года она значится принадлежащей Успенскому мужскому монастырю, отсюда и сменившеес ее название - Монастырщенка. С упразднением Успенской обители в 1700 году, в разгар кораблестроения, вотчина отошла к Алексеевскому Акатову монастырю. В 1764 году по указу императрицы Екатерины II религиозные общины разом лишились своих земель и крепостных. Монастырские крестьяне превратились в государственных. Население слободы возросло: сюда переселились потомки удельных крестьян из Боровского уезда Калужской губернии, отчего ее южная часть получила название Боровской, или Борской.
До середины XIX века крестьяне Монастырщенки обходились без собственной церкви. Ближайшие храмы были в уездном центре и в слободе Придаче. Но число дворов росло, в канун отмены крепостного права их насчитывалось 177, где проживали 524 мужчины и 608 женщин.
В 1840-е годы жители слободы решили ставить церковь. Архиепископ Игнатий (Семенов) благословил их на это богоугодное дело. С помощью «сборной книги» накапливались средства за счет добровольных пожертвований. Особое старание проявил крестьянин Иосиф Васильевич Синицын (1795-1868), он по праву именовался «строителем» храма и полтора десятка лет был церковным старостой. Достаточную сумму денег собрали, и в 1848 году церковь возвели. Два года спустя в трапезной были устроены приделы в честь апостола Иоанна Богослова и преподобного Сергия Радонежского. Один из новых престолов в церкви был создан на средства купца Сергея Петровича Евфимова (1754-1850). Умершая в 1849 году в Спасском приходе купчиха Анна Филипповна Тяхова в своем духовном завещании оставила средства на «Новостроящуюся церковь на Монастырщенке».
Сельская церковь, довольно заурядная по своей архитектуре и небогатая историей, удостоилась лишь нескольких строк в публикации архимандрита Димитрия (Самбикина). Воссоздать ее жизнь можно только на основе летописи, которую стали вести священники с 1888 года. Это не было единичным фактом в епархии: указ духовной консистории от 9 февраля 1888 года предписывал вести хронику всем храмам в городах и селениях. Документу из Монастырщенки повезло - один из немногих он сохранился. Отдельные фрагменты появлялись в печати в заметке краеведа П. Попова, но его интересовала в большей степени история самой слободы, а не приходского храма. В 1998 году стараниями тогдашнего настоятеля храма протоиерея Василия Попова летопись издана отдельной книгой.
Последуем за летописью, которая до 1888 года дает ретроспективный обзор событий. В 1873 году были обновлены иконостасы в алтаре и трапезной. Церковь стала отапливаться, стены расписаны «живописью и алфрейной работою». Средства - тысяча шестьсот рублей - собраны среди прихожан и пожертвованы старостой В. П. Крамаровским. В 1883 году староста Семен Хренов (1848-1916) и его брат Тихон преподнесли храму икону святого Пантелеймона «на кипарисовой доске лучшей работы», выписанную ими с Афонских гор. В 1902 году церковь отремонтировали снаружи. Больше здание до печально известных времен не трогали. На церковной усадьбе находилась каменная лавка, дававшая шестьдесят рублей дохода в год. В 1848 году «в смежности с церковную оградою» было заложено приходское кладбище; позже его обнесли каменной стеною. Погост находился «в благоприличном виде», но известных лиц, погребенных на оном, равно как и памятников, не отмечалось.
При открытии церкви в ее штате были священник и два причетника. От Синода они содержания не получали, а жили «доброхотными подаяниями от крестьян». Причту отмежевали 34 десятины земли, а через два года построили подцерковные дома на общественный счет. В 1869 году священником Успенской церкви стал Павел Дионисьевич Троицкий, это он начинал летописание в Монастырщенке. В 1873 году в штат вместо двух причетников ввели псаломщика. 20 декабря 1883 года открылось сельское приходское училище, где Варвара Михайловна Иосифова стала обучать 67 мальчиков и 2 девочек. В 1884 году в алтаре была взломана оконная решетка и похищено несколько серебряных предметов: грабителей так и не обнаружили.
В 1888 году приход Успенской церкви насчитывал 1357 душ, «усердных к храму». Но были и «четыре души женска пола раскольников поповщинской секты»; они не чуждались православного духовенства и вредных толков своих между верующими не распространяли. Жители слободы достаточно развиты и промышленны, заняты они хлебопашеством и рыболовством, многие имеют парники и торгуют на рынке Воронежа овощами. За год в слободе родилось 82 человека, а умерло 56.
Природа в первый же летописный год преподнесла неприятный сюрприз: весной 1888 года сильно разлилась река, затопившая многие дома и огороды крестьян, вода дошла даже до церкви. 9 июня 1889 года церковь посетил епископ Вениамин (Смирнов) и нашел все в исправности, особое внимание он обратил на икону святого Пантелеймона. В 1898 году в слободе началось строительство новой каменной школы; 6 сентября 1899 года она была освящена.
В марте 1903 года предпринималась новая попытка ограбить церковь. Действовали на этот раз, похоже, заезжие «гастролеры»: взламывая оконную решетку, они не знали, что из здания по случаю ремонта все ценности вынесены. Страницы за 1904 -1907 годы в летописи не сохранились. В мае 1908 года уволился за штат Павел Троицкий, прослуживший в Успенском храме без малого сорок лет. На его место перевели священника из села Верхняя Катуховка Тимофея Тростянского.
В 1909 году слободу охватила эпидемия скарлатины, унесшая в могилу многих детей. Болезнь была тяжелой, число умерших в том году превысило число родившихся. Событие это произвело столь глубокое впечатление на нового Нестора, что он не смог остаться беспристрастным наблюдателем и записал: «Несмотря на близость города, население в медицинском отношении остается совершенно беспомощным: в слободе Монастырщенке совершенно отсутствует медицинский персонал. Заявление священника в земскую управу об эпидемии скарлатины и беспомощности населения не имело никаких результатов».
В июле 1910 года в Воронеже в доме своей дочери на 78-м году умер Павел Дионисьевич Троицкий. При большом стечении народа он был погребен в ограде Монастырщенской церкви. В летопись по этому случаю внесена такая запись: «Сильнее всего внутренняя духовная связь между пастырем и пасомыми, любовь последних к первому проявилась в день похорон о. Павла. Похоронная процессия двинулась из Воронежа в Монастырщенку через пригородную слободу Придачу. Когда процессия подходила к Монастырщенке, навстречу вышла большая толпа прихожан, они взяли гроб на свои плечи и несли его до могилы». По ведомости 1911 года приход насчитывал 267 домов, 1680 человек. Одна из последних записей относится к военной зиме 1914 года. 6 декабря город посетил император Николай II с супругой Александрой Федоровной и дочерьми, великими княжнами Ольгой и Татьяной. Отстояв службу в Благовещенском соборе, царь побывал в нескольких лазаретах для раненых.
Вместив в себя четверть века жизни слободы Монастырщенки, летопись оборвалась событиями 1914 года. Далее идет скупая хроника. Успенская церковь на Левом берегу оставалась одной из немногих церквей, которые продолжали службу до середины 1930-х годов. «Компетентным органам» это обстоятельство не давало покоя: они видели свою миссию в полном искоренении очагов религии. К тому же теперь речь шла о городской церкви: Монастырщенка в 1930 году вошла в черту Воронежа.
В феврале 1936 года архиепископ Петр (Соколов) определил на священническое место в Монастырщенку отца Иоанна Баженова. Полгода спустя тот на очной ставке обвинил владыку в антисоветской деятельности. Летом 1937 года сотрудники НКВД одному из своих агентов в среде обновленческого духовенства дали задание: «ликвидировать церковь и духовенство в с. Монастырщина под городом». Священник-перевертыш в исполнении приказа не преуспел, сам был арестован и расстрелян.
Но власти скоро добились своего - в 1939 году Успенскую церковь закрыли со стандартной мотивировкой «из-за отсутствия верующих и средств содержать и производить ремонт». Рабочие завода № 18 выступили с ходатайством создать в храме Дом обороны, и облисполком принял соответствующее решение.
Похоже, что никто не знал, что такое Дом обороны и чем он должен заниматься (еще в 1932 году его пытались открыть в Покровской церкви), и в 1940 году Успенку передали под общежитие завода «Нефтегаз». В военном 1942 году в здании разместили сахарный завод. Каждый раз производились работы по приспособлению церковного помещения под новые нужды, при этом за ненадобностью разрушили верхние яруса колокольни и купол.
В 1945 году облисполком дважды принимался решать судьбу церкви на левом берегу - в конце августа и начале сентября. Распоряжение от 7 сентября гласило: ( «Передать конторе «Автотракторсбыт» помещение бывшей Монастырщенской церкви по ул. Щорса в Сталинском районе». Как хозяйничала здесь эта контора, я не знаю. Позже тут был какой-то склад: судя по характерному разрушению кирпичной кладки, многие годы хранили соль.
В конце августа 1989 года здание передали епархии, но перед этим по распоряжению местных властей разрушили кладбище. Какой в этом был смысл? Уничтожить людскую память о предках и о самой Монастырщенке? Довольно быстро здесь оформилась религиозная община, и началось восстановление храма. 26 сентября 1989 года уже состоялась первая служба, ее вел священник Василий Зализняк. Представление о том, как возрождался храм, дает хроника недавних дней, опубликованная в приложении к уже упомянутой Летописи. Из воспоминаний Анны Павловны Рыжковой: «Мы, прихожане Покровского храма, об Успенской церкви начали хлопотать в 1987 году. Люди тогда еще боялись бороться за восстановление церквей. Мы стали ходить по организациям. Начали с того, что собрали «двадцатку», это церковный совет. Стали ходить из райисполкома в горисполком, потом в Москву стали ездить». Из воспоминаний Екатерины Тихоновны Дедуренко: «Под колокольней была маленькая комнатка, где жил наш труженик художник Николай Иванович Асташев. Бытовых условий никаких. С утра и до поздней ночи он расписывал стены. В течение трех лет продолжалась роспись храма. С ним трудилась помощница Ирина. Огромная была радость, когда в ночь перед рождественским сочельником 1994 г. сняли леса, и можно было полностью увидеть все живописные лики на стенах храма».
Левобережная Успенская церковь превратилась в местный религиозный центр. На ее подворье по проекту архитектора А. Г. Федорца построен комплекс зданий духовного училища. В сентябре 1993 года около 30 юношей и девушек приступили к занятиям. Обязанности ректора училища до марта 1994 года исполнял священник Александр Домусчи, затем ректором стал священник Василий Попов.
Протоиерея Василия Зализняка в должности настоятеля Успенского храма в марте 1994 года сменил протоиерей Владимир Урываев. Службу здесь в это время вели также священники Александр Домусчи, Олег Марчуков, Алексий Чепрасов, диакон Николай Аскоченский. В 1996 году протоиерей Василий Попов совместил ректорскую и настоятельскую должность в Успенском храме. При нем 17 июля 1997 года на основе духовного училища возрождена Воронежская духовная семинария, получившая в январе 2003 года статус высшего учебного заведения. В ноябре 1998 года Успенский храм и семинарию посетил Святейший Патриарх Алексий II, впервые приехавший в Воронеж. В семинарии существуют пастырский и регентский классы, раз в три года набирается иконописный класс, действуют церковно-археологический кружок (руководитель - преподаватель семинарии Г.С. Филипповский) и иконописный (руководитель - преподаватель Н.В. Шаева). Один из питомцев семинарии, Николай Макеев, ставший преподавателем, активно занимается историей епархии. Преподавательница Ю.В. Ушакова за активную миссионерскую деятельность удостоена церковного ордена святой равноапостольной Ольги.
Летом 2003 года настоятелем Успенского храма и исполняющим обязанности ректора духовной семинарии назначен священник Сергий Моздор. В храме сейчас служат протоиереи Александр Шатилов и Владимир Пархоменко, священник Артемий Саенко и диакон Алексий Диагенов. При церкви действует воскресная школа.
Бывший погост, засыпанный землей и песком, вошел в церковную ограду. В память обо всех погребенных здесь поставлена часовня. На подворье находится еще одна часовня - водосвятная. Обе они спроектированы архитектором А.Г. Федорцом. За алтарем церкви появились две новые могилы - протоиерея Покровского собора Аверкия Осадчего (1929-1994) и протодиакона Никольской церкви Павла Корчагина (1935-1995).
Александр Акиньшин