Введенская церковь

Знатоку архитектуры при взгляде на церковь возле улицы Сакко и Ван-цетти (прежде Больша Девиченская) нелегко представить ее былую красоту - изъеденный временем красный кирпич, скрытый ныне штукатуркой, не в полной мере сохранил прежние ажурные формы здания. Только специалист-искусствовед может узреть здесь типичное барокко, да еще растреллиевской школы.

Иное дело было до революции и в первые годы после нее. Вот что писал в 1922 году известный историк местной архитектуры Юрий Успенский: «Стройный восьмерик главного нефа, стоящий на четверике нижнего этажа, покрыт изящною барочного профиля крышей, из которой выглядывают маленькие люкарны; на крыше восьмигранный барабан, увенчанный главкой. Углы восьмерика обтянуты рустованными пилястрами; окна имеют сложный полуциркульный фронтон в виде зубчатого колеса. Наличники окон сложного рисунка.

Главная красота храма во входящей в план церкви колокольне. Ее второй и третий этажи украшены изящными колонками. Расположение колонн второго этажа напоминает композицию Пятницкой церкви. Полукруглые с ломаным профилем фронтоны венчают звон второго этажа колокольни; в верхнем этаже с каждой стороны поместились две отдельно стоящие колонны, поддерживающие четырехугольные выступы карниза, и на этих выступах на крыше поместились изящные пирамидки».

В этом сооружении Ю.И. Успенский чувствовал несомненное знакомство строителя с проектом Андреевского собора в Киеве, возведенного по чертежам Бартоломео Растрелли в 1747-1767 годах. Такое проникновение идей знаменитого зодчего он считал вполне возможным при тесной связи воронежского и киевского духовенства, существовавшей во второй половине XVIII века.

Старожилы Воронежа, конечно же, догадались, что речь в этом описании идет о Введенской церкви на улице Введенской (Освобождения труда). Ее полное название — Введения во храм Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Вот как трактуется это библейское событие. По достижении Девой Марией трех лет ее благочестивые родители Иоаким и Анна решили посвятить дочь Господу и отправились для этого из Назарета в Иерусалим. Весть о посвящении юной отроковицы распространилась по городу и собрала множество юных дев с зажженными свечами сопровождать ее в храм. Там встретил ее святой Захария. Мария, поставленная на первую ступень лестницы, быстро, как бы несомая ангелами, взошла в помещение. Захария ввел ее в «святая святых» храма, чем удивил не только людей, но и ангелов. По введении во храм (а это произошло 21 ноября) Дева Мария осталась жить при нем в келье, посвятив себя Богу. Праздник Введения установлен в IV веке; византийская церковь включила его в число великих в XII веке. С тех пор в православном мире ему стали посвящать церкви.

В Воронеже Введенская церковь появилась, можно сказать, случайно. Весной 1700 года из прихода Успенской церкви, где развернулось кораблестроение, в Акатовское предместье переселились посадские люди Григорий Кошкин, Захар Елисеев и Яков Аникеев. В октябре того же года они обратились к находившемуся в Воронеже Петру I за разрешением на вырубку леса дл строительства церкви, которую они хотели по-прежнему посвятить Успению Божией Матери. Храм вскоре был построен и освящен епископом Митрофаном. Видимо, святитель воспротивилс появлению в городе одноименных церквей, и новое молитвенное здание нарекли Введенским.

Внешний облик небольшой по размерам деревянной церкви неизвестен. Пожар 1748 года ее миновал. В 1770 году «за ветхостью и малопоместительностью» она была заменена каменной двухпрестольной. Уже 10 ноября 1771 года освящен придел во имя святого Иоанна Воина. Этому подвижнику эпохи раннего христианства Господь даровал возможность избавлять от вора и обидчика, обличать мошенников и открывать похищенное, укреплять веру в воинах, оберегать их от плена, ран и смерти.

Главный храм был полностью завершен к июню 1780 года. Позже, уже в середине XIX века, в трапезной появился еще один придельный алтарь во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского.

Серьезным перестройкам церковь никогда не подвергалась. В историческом описании, опубликованном в «Воронежской старине» (1908), дотошный автор, священник Николай Никонов, детально отобразил ее внешний облик, указал даже размеры: купол имел высоту 27 аршин (19 метров). Главы церкви и колокольни были вызолочены и увенчаны позолоченными четырехконечными крестами. Окрестности оглашали звоном девять колоколов - от 162-пудового (1,6 тонны) до 17-фунтового (7 кг). Здесь же упомянуты три особо ценимые верующими иконы, все в серебряных окладах: Божией Матери «Всех скорбящих радости», святых Сисиния Лаодикийского и Иоанна Воина. Среди редких вещей отмечался потир с надписью: «1704 года ноября 15 дня во святую церковь ко Введению Пресвятыя Богородицы дал сии сосуды воронежец посадский человек Григорий Данилов сын Кошкин по своих родителях; весу в них во всех 371 золотник». Купец Аникеев пожертвовал храму Евангелие 1698 года издания.

В 1805 году приход насчитывал 74 двора, где проживали 533 человека. Целый век не внес никаких перемен: в 1905 году приход Введенской церкви насчитывал 77 дворов с населением в 555 человек, отличавшихся «зажиточностью и заботливостью» о благолепии своего приходского храма». Иных доходов, кроме «доброхотных пожертвований», причт не имел. При Введенской церкви с 1887 года существовало попечительство о малосостоятельных прихожанах, с 1891 года-первая в епархии женская приходская школа «с рукодельными классами».

В ограде церкви издавна хоронили богатых купцов из окрестных семейств. В летописном «Синодике» Елисеевых отмечено более десятка погребений еще у старого деревянного храма на протяжении 1730—1770-х годов. В основном это были представители трех семей: Елисеевы, в их числе Наум Захарович (1737) и его вдова Екатерина Романовна (1756), которую отпевал преосвященный Феофилакт (Губанов); Кошкины и Вяхиревы. В исключительных случаях прицерковный погост использовался и в XIX веке. К примеру, в январе 1894 года там были похоронены Ольга Останкова, Дарья Сафонова и Прасковья Попова, зверски убитые грабителями в доме на Введенской улице. До революции сохранялись еще надгробные плиты на могилах дворянина Ивана Зацепина и попадьи Александры Никоновой. В печально известные годы малый некрополь был сметен с лица земли, а двор оказался надолго завален мусором.

Два с лишним века священники Введенской церкви несли свою пастырскую службу. Отец Василий Елисеев (ок. 1736-1821), к примеру, исповедовал и причащал прихожан в течение сорока одного года вплоть до своей смерти. Его похоронили в соседнем Акатовом монастыре. По четверть века каждый прослужили здесь батюшки Василий Лукин и Петр Иванов (1812-1885) — он был женат на сестре известного лексикографа Варваре Шимкевич. Протоиерей Петр Иванов был погребен у алтаря церкви, панихиду отслужил епископ Макарий (Троицкий). Немало для укрепления авторитета храма сделал Константин Иванович Чернышев, служивший с 1886 года. Совместно со старостой храма Ф.Д. Сверчковым (1855-1896) он возобновил придельные иконостасы в трапезной, находившиеся в ветхом состоянии. Перу Чернышева принадлежит статья о ранней истории и достопримечательностях Введенской церкви, опубликованная в «Епархиальных ведомостях» (1896). В феврале 1897 года он скончался; похоронен за алтарем церкви. С апреля 1899 года настоятелем церкви стал Николай Григорьевич Никонов, его и застали здесь революционные бури. Ему сослуживали диакон Димитрий Павленко (с 1907 года) и псаломщик Сергий Иванухин (с 1908 года). Старостой церкви был Александр Михайлович Ярцев (1863 -после 1917). В 1911 году в приходе насчитывалось 66 домов, где жили 420 человек.

В начале 1920-х годов церковь добровольно рассталась с теми немногими ценностями, что у нее были. В свое время в ответе на требование новой власти отец Николай перечислил их весьма скупо, ограничившись названиями без указания веса. Богослужебные предметы ушли в бездонные закрома государства, и купили ли на них хлеб для голодающих крестьян или использовали дл организации перманентной революции - точно никто уж не узнает.

Точную дату закрытия Введенского храма отыскать я не смог, но, по воспоминаниям очевидцев, это произошло в середине 1930-х годов. Первое время здание пустовало, перед войной его заняла под свой цех какая-то артель промысловой кооперации. В 1943 году возвратившиеся в полуразрушенный город люди использовали церковь под жилье. Комнатушки появились в алтаре, в трапезной, в нефе даже освоили второй этаж, настелив деревянные перекрытия.

Следующим хозяином храма стало городское ремонтно-строительное управление. Оно расположило тут свой производственный цех, склады, в колокольне ссыпали цемент. В середине 1970-х годов, вспомнив о прежней красоте Введенской церкви, решили ее восстановить и открыть археологический филиал Краеведческого музея. Архитектор Г. Безрукова из московского научно-реставрационного комбината выполнила необходимые проектные работы. Началась даже вычинка кирпичной кладки, специально для этой цели завозили большемерный кирпич.

С конца 1970-х годов работы продолжила черепашьими темпами местная реставрационна мастерская. Петр Иванович Володин восстановил южную стену трапезной, окна. На большее не хватило старых запасов кирпича, да и руководство мастерской все время искало заказы повыгоднее и не такие трудоемкие.

Десятилетняя реставрация ощутимых перемен в облике здания не произвела. В 1990 году Введенскую церковь возвратили епархии в весьма плачевном состоянии. В 1994 году завершилось воссоздание внешнего облика здания, работу по-прежнему проекту вели каменщики-реставраторы во главе с Игорем Буровым. Архитектурные детали выпукло выделены цветом. Благоустроена и вся прилегающая территория, церковный двор вновь обрел ограду. В начале 1994 года епархиальным управлением принималось решение об организации при Введенском храме историко-церковного музея, экспонаты для которого возвращаются из фондов краеведческого и художественного хранилищ.

Внутренняя отделка храма длилась еще пять лет. После длительной реставрации Введенска церковь освящена 4 декабря 1999 года, и приписана к Алексеевскому Акатову монастырю, богослужения здесь совершаются по воскресеньям и по праздникам, в обычные дни - только требы (крещение, венчание, отпевание). В храме служит протоиерей Александр Фырин. Нарядна церковь встречает теперь всех, кто направляется в единственную в городе православную обитель. С весны 2002 года решением главы города улицу стали вновь именовать Введенской, наряду с ее прежним названием.

Александр Акиньшин

Афиша Воронежа

сегодня, 21 ноября

 
 
 
Еще сегодня в Воронеже
Еретик билеты
Субстанция билеты
Мой любимый двортерьер билеты
Супер-Санта билеты
Граф Монте-Кристо билеты
Ходячий замок билеты
Декодер. Игра гения билеты
Анора билеты
Новый год в Березовке билеты
Великая билеты
Сверчкеты билеты
Возвращение попугая Кеши билеты
УничтоЖанна билеты
Таро билеты
Реплика билеты
Пожиратель грехов билеты
Хищные земли билеты
Оглянись билеты
Поймай собаку, если сможешь билеты
Воплощение билеты
Втроем билеты
Эра билеты
Мамино письмо билеты
Непробиваемые билеты
Реинкарнация. Возвращение ведьмы билеты